Афиша выставки «Коллекция Фонда Louis Vuitton» в Москве

Оценка редакции
Выбор редакции

Богатые компании коллекционируют искусство по двум причинам. Потому что они ответственные бизнесмены, вкладывающие часть сверхприбыли во что-то разумное, доброе, вечное. И потому что произведения искусства — удачная инвестиция. С годами культурные ценности дорожают. В коллекция компаний больше просчета, чем вкусовщины. Коллекция Фонда Louis Vuitton — вообще сплошь звезды ХХ века. Достаточно просто перечислить имена, чтобы понять, идти на выставку обязательно: Альберто Джакометти, Ив Кляйн, Герхард Рихтер, Зигмар Польке, Кристиан Болтански, Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския, Марина Абрамович, Маурицио Каттелан, Андреас Гурски. Вся эта роскошь — ответный жест фонда нашему ГМИИ им. Пушкина, который в 2016-2017 году отправил свои лучшие работы на выставку «Шедевры новой живописи. Собрание Сергея Щукина» в Фонд Louis Vuitton (Париж). Символично работы из фонда разместятся на месте щукинского собрания, которое переедет в главный корпус музея на масштабную выставку «Щукин. Биография коллекции».

Иллюстрация: Yves Klein, ANT 104, Anthropométrie sans titre, 1960. © Succession Yves Klein c/o Adagp, Paris, 2019 Crédit photo : Courtesy Succession Yves Klein

Отзывы о ««Коллекция Фонда Louis Vuitton»»

Оксана 8 августа 2019, 11:26

Удивительная выставка. Это выставка мира, который уже вполне обжился в 22 веке и приноравливается к современности. Да, согласна, что сюда не просто "зайти" из соседнего здания с выставкой коллекции Щукина, сам факт которой напоминает о волюнтаристком разделении коллекции Сталиным в 1948г. Коллекция Щукина очень интересна, но она - из конца 18 и начала 19 века. А здесь искусство, которое намного ближе к нам по временным рамкам. И с ним большая проблема - высокий порог вхождения; необходимость не просто смотреть, а много знать и думать. Это пугает неподготовленного зрителя и заставляет мгновенно выстраивать психологическую защиту. "Я не понимаю, а значит это бред. Зачем чучело лошади повесили в музее?" 22 век - это не только смартфон, но и вся остальная реальность. А Джакаметти прекрасен. Целых восемь композиций. И никаких запретов на фотосъемку. Спасибо французам! Это невероятный подарок!

Елена Лебедева 24 июня 2019, 11:15

В ГМИИ экспонируется выставка «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное».
По-моему, совершенно исключительное событие. Музей последовательно приобщает широкую публику к искусству нашего времени. Хотя это очень непросто. Как и в сфере академической музыки, наше восприятие в силу длительной изоляции здорово отстает от эстетики времени...
Луи Вюитон (1821-1892) вообще-то был мастер кожевенных изделий, державший лавку в Париже у Вандомской площади. По крайней мере так было сначала.
Постепенно из лавки выросло огромное дело. Одна из легенд французского бизнеса... Сейчас это группа компаний LVMH / Möet Hennessy. Louis Vuitton. Предметы роскоши, дорогое шампанское, коньяк.
Президент группы Бернар Арно, подписавший традиционное официальное приветствие посетителям выставки параллельно с Мариной Лошак – владелец примерно 100-миллиардного состояния; какая-то примерно третья-пятая у него позиция в рейтингах богатства... На следующий день после пожара в Соборе Парижской Богоматери группа компаний (вернее Бернар Арно) внесла в фонд его восстановления 200 миллионов евро.
Владельцем коллекции Fondation Louis Vuitton тоже является именно Бернар Арно, собиратель искусства второй половины ХХ-начала XXI вв. И, между прочим, он имеет самое прямое отношение к идее объединения легендарной коллекции Щукина в одной выставке. Была такая в конце 2016-начале 2017 гг. в Париже – потрясающая.
Туристов в Париже всегда везде много, но тогда недавно построенное эффектное здание Fondation LV толпами осаждали в первую очередь французы. И бродили по залам ошарашенные. В большинстве своем они впервые видели «Любительницу абсента» Пикассо, «Красных рыбок» Матисса, «Автопортрет" Сезанна, «Субботу» Дерена... Это же все их великие художники... Для русского любителя живописи картины хрестоматийные, виденные не раз, но удивление и восторг там висели в воздухе, заражали... Да и вообще более полувека эти работы из Эрмитажа и из ГМИИ не встречались вместе... Сердце, словом, замирало...
А вот теперь коллекцию Щукина символично демонстрируют в ГМИИ одновременно с собранием Бернара Арно. Собственно, работы современных художников разместили в Галерее искусства стран Европы и Америки ХIX-ХХ вв. на месте щукинских, переехавших на время в Главное здание.
Очень здорово, что такое сотрудничество происходит.
65 работ крупнейших художников последних десятилетий, никогда прежде не экспонировавшиеся у нас. Продвинутая публика, конечно, повизгивала от нетерпения, когда кураторы рассказывали в фейсбуке о монтаже выставка. Но сколько народу у нас хотя бы слыхали об этих художниках?
Лично я слыхала не про всех и открыла для себя нескольких.
Мону Хатум (род. в 1952 г. в Ливане) с ее душераздирающими соломенными шляпами на скамейке (По-моему, не может быть хорошо, когда так срослось...)
Аннет Мессаже (род. в 1943 г., Франция) с ее бьющими наотмашь куколками. Маленькая черненькая балерина, совершенно одинокая, хотя какой-то лихой тип и пристраивается к ней. Лаконичная «Красная маска» – воплощение всех человеческих трагедий. «Мои транспортные средства» со сложным психологическим сюжетом...
Кстати, по-моему, вот это искусство, как и многое на выставке, предельно просто, даже плакатно. Настолько, что обязательно слышишь где-то рядом сакраментальные формулы:
– Ну, это может любой...
– Так сделает мой ребенок...
И наконец: – Профанация!.. Безобразие!.. В Музее!..
Мы не понимаем и спешим обесценить то, чего не понимаем. Чтобы не беспокоило...
Не помню, откуда взялось, но в памяти всплывает гротескная инсталляция Маурицио Каттелана (род. в 1960 г., Италия) «Он». (не с этой выставки): благообразный, аккуратно причесанный, в строгом сером костюме Гитлер – на коленях, как в церкви на молитве...
Провокация, конечно. А это для того, чтобы пробудить мысль: несут ли люди ответственность за происходящее; монстры-то не вылезают из преисподней, а все время где-то тут... Вокруг... Обычные тихие люди... Как мы сами... Мы сами...
А над лестницей в ГМИИ висит сейчас, отбрасывая выразительную тень чучело гнедой лошади – тоже инсталляция Каттелана... «Баллада о Троцком»... Мощным вихрем скакал пламенный революционер... В какое никуда? Завис теперь между временами, между эпохами... Ничего про себя не знает. Как и прежде – не дает ответа...
Или еще мальчишечка, пригвожденный карандашами к школьной парте...
Или множество латексных автопортретов – воплощение отчуждения и вездесущности современного человека...
На этой выставке впервые, кажется, показывают у нас Жана-Мишеля Баския (1960-1988), невероятного художника, промелькнувшего в истории искусства и сгоревшего, не дожив до 28 лет... Показывают спустя тридцать лет после его ухода!...
Этого мастера я научилась смотреть тоже благодаря Фонду Луи-Вюитон (там была выставка несколько месяцев назад).
На первый взгляд – очень примитивное искусство, на второй – политически активный, клокочущий возмущением человек... Но разобравшись и всмотревшись, постепенно начинаешь понимать, насколько глубоко укоренено творчество этого молодого человека в художественной традиции и вообще в человеческой культуре. И насколько отвечает времени.
Я сильно впечатлена совсем современными работами Марка Брэдфорда (род. в 1961 г., США) «Отчеты о дожде» (2014), «Окей, теперь мы готовим на газу» (2018) – о бесконечной сложности, фрагментарности, неохватности нашего нынешнего мира...
Мне хорошо помедитировалось перед инсталляцией-фильмом Кристиана Болтански «Animitas» в память о жертвах диктатуры Пиночета. Колокольчики на ветру... Музыка звезд, тихие голоса блуждающих душ...
Меня перевернуло внутренне «Путешествие, которого не было» Пьера Юига (род. в 1962 г., Франция) с его антарктическим холодом и дикой музыкой мироздания...
Я не смогла «обновить астральный баланс» по модели Марины Абрамович (род. 1946 г., Сербия)... – не удалось отключиться, бурлили впечатления в голове...
Вообще я не все успела переварить за один раз.
Надо будет еще сходить.
И обязательно – на кураторскую экскурсию Александры Даниловой.
И повести какую-нибудь молодежь. Что-то понимать в современном искусстве означает ведь что-то понимать про современный мир.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 6)

Читайте про другие
события

Другие выставки / живопись