Афиша выставки «Николай Мещерин. Выход из суеты» в Москве

Оценка редакции

Николай Мещерин (1864-1916) не был профессиональным художником. Как наследник купца первой гильдии он получил коммерческое образование, но в 33 года оставил семейное дело и переехал в усадьбу Дугино. Там он писал этюды и встречал друзей, профессиональных пейзажистов более известных публике, например, Исаака Левитана и Игоря Грабаря.

Мещерина заботили те же формальные задачи, что импрессионистов, с творчеством которым он был знаком. Художник-самоучка мог, как какой-нибудь Клод Моне, маниакально изображать один вид в разное время суток. Другие его упражнения тяготеют к пуантилизму. Воплощал он их не столь сильно как французы, но, тем не менее, оказывал внимание даже на старших по статусу товарищей. Так, Левитан иногда подсматривал у Мещерина сюжеты. При этом фамилия художника широкой публике мало знакома, а выставки его крайне редки. Если любите приятную пейзажную живопись, экспозиция вас не разочарует. Тем более, вместе с более чем сотней работ Мещерина из 17 собраний, показывают картины его друзей-художников, гостивших в Дугино.

Отзывы о ««Николай Мещерин. Выход из суеты»»

Елена Лебедева 25 апреля, 12:22

В Музее импрессионизма до 19 мая отличная выставка. По-моему, – самая ценная из всех, что были у них до сих пор.
Называется «Выход из суеты».
И название хорошее.
Посвящена творчеству художника Николая Мещерина, и немного – его друзей. Я вообще ничего о нем не знала раньше.
Николай Мещерин (1863-1916) был старший сын купца первой гильдии Василия Ефремовича Мещерина, основателя Товарищества Даниловской текстильной мануфактуры в Москве (с капиталом 1,5 миллиона р. в середине 70-х гг. XIX в.). Однако он и его младший брат Михаил с делами, кажется, не управились, фабрику потеряли и стали жить в имении. Еще Василий Ефремович купил имение Дугино под Москвой (Островская волость Подольского уезда) и построил там просторный дом вроде дворянской усадьбы, уверенно раздвинувший пространство.
Николай Мещерин учился в Московской практической академии коммерческих наук (среднем учебное заведении), но и ее не кончил. У него была склонность не к коммерции, а к искусству. В начале 80-х гг. он поселился в своем поместье, и, собственно, провел там жизнь.
Сначала Мещерин увлекся фотографированием. Потом заинтересовался живописью. К себе в Дугино он стал приглашать художников. Сначала В.В. Переплетчикова. Потом М.Х. Аладжалова, А.М. Корина, других. Бывал, например, у него в гостях И. О. Левитан...Мастерскую дли гостей соорудил. Приезжали художники охотно – пейзажи великолепные, хозяин – человек симпатичный. Мастерская отличная.
Вот у них Мещерин и стал учиться рисованию и живописи...
В самом начале ХХ в. Николай Мещерин познакомился с Игорем Эммануиловичем Грабарем, приехавшим недавно из Европы. Грабарь учился живописи в мюнхенской школе-студии Антона Ажбе, путешествовал и был в курсе современных течений изобразительном искусстве.
Мещерин и его пригласил погостить.
С зимы 1903 г. Игорь Грабарь жил в Дугине почти тринадцать лет, лишь иногда выезжая на выставки, по делам... В 1913 г. Грабарь женился на племяннице Николая Мещерина Валентине.
Ко времени их знакомства Мещерин уже выставлялся на выставках Товарищества передвижных выставок. В 1901 г. этюд «Избы» приобрела Третьяковская галерея. Однако именно от Грабаря Мещерин начал узнавать о современной европейской живописи, об импрессионизме. Интересовался Мане, Сезанном, Ренуаром, Моне, пуантилизмом Сера и Синьяка, потом Ван Гогом....
В 1906 г. Грабарь был в Париже на выставке «Два века русской живописи и скульптуры», организованной Сергеем Дягилевым. Там были представлены и несколько работ Мещерина. В Дугино Грабарь привозил не только каталоги, он привозил опыт французского искусства.
Мещерин увлекся импрессионистским взглядом на окружающий мир и присвоил его. Не подражал, а просто стал художником-импрессионистом со своим совершенно внятным и отдельным голосом.
Какая же прелесть его подмосковные избенки, написанные в пуантилистской технике, какие выразительные импрессионистические русские просторы!.. Никто так не писал, как Мещерин!
Художник-самоучка овладел великолепной техникой пейзажной живописи. Портреты он, видимо, писать не умел, но вот движущаяся толпа, или какая-нибудь фигура на снегу несколькими точными мазками получались у Николая Мещерина чудесно... Такие живые, буквально дышащие пастели с нежными переливами голубоватых и розоватых оттенков...
Мастер был человеком хрупкого здоровья, жил в имении, почти не выезжая, хотя часто бывал в Москве на выставках. Он все время тихо кому-то помогал...
И задумывался, кроме того, о вечном. Многие пейзажи Мещерина – из лучших – явно свидетельствуют о его символистском мышлении, фиксируют мистические откровения.
И поражает на выставке, насколько все эти работы – избушки, заборчики, поля и лесные поляны, столько раз писанные – самобытны. Непонятным образом прямо-таки утешают, умиротворяют. От них не хочется уходить, хочется шагнуть в эти пейзажи и побыть там.
На выставке представлено несколько этюдов, разрабатывающих сумеречные мотивы Левитана. Однако Грабарь свидетельствовал, что и Левитан заимствовал у Мещерина.
Сегодня усадьба Дугино принадлежит Академии пограничных войск. Поместный дом разрушен пожаром. В руинах...

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Трейлер и фотографии к выставке ««Николай Мещерин. Выход из суеты»»

Другие выставки / живопись