Британский Музей Виктории и Альберта привез в Москву более сотни работ самой знаменитой женщины-фотографа XIX века.

Джулия Маргарет Кэмерон была не просто современницей прерафаэлитов — художников, взорвавших арт-сцену Британии, — ее фотографии проникнуты тем же романтическим настроением. А это, безусловно, непросто, если творишь в черно-белой гамме.
Она оставила огромную галерею портретов своих современников — титанов викторианской культуры — Теннисона, Лонгфелло, Троллопа, Карлейля, Дарвина, Браунинга, Милле, Россетти, Берн-Джонса. Кэмерон считается одной из первых фотопортретистов — и одной из самых великих. Впрочем, когда в 1863 году эта 48-летняя мать шестерых детей получила в подарок свою первую камеру, ничто не предвещало такую славу. Она просто была очень образованной, религиозной и немного эксцентричной дамой, приятельницей многих известных викторианских поэтов, художников и мыслителей.

На них она и обратила свой объектив, а потом оказалось, что ее «любительская и неаккуратная» манера — как раз и есть то, что наполняет снимки эмоциональностью, дыханием. Они явно отличались от суховатых работ профессионалов: Кэмерон нарочно пренебрегала идеальной четкостью и мелкими деталями, ставила рассеянный свет и выбирала мягкий фокус, много экспериментировала с трудоемкими техниками. Люди получались от этого с живыми позами. Сразу видно, что «ремесла» для Кэмерон не существовало — для нее все они были интересны, все были искусством.

Вторым любимым жанром Кэмерон было иллюстрирование. Она часто создавала постановочные фотографии на литературные сюжеты, используя костюмы и декорации. Если не знать секрета, эти снимки сперва могут показаться черно-белыми репродукциями чьих-то картин, так они обдуманы и гармоничны. Знаменитым стал ее цикл артуровских легенд, который иллюстрировал стихи ее друга Альфреда Теннисона.

Ее творческая карьера не продлилась и пятнадцати лет — Кэмерон умерла в возрасте 63 лет на Цейлоне. А ее фотографии — необычное «милое хобби» викторианской дамы — были на долгое время забыты. Лишь в середине ХХ века на ее работы снова обратили внимание, и в следующие годы Джулия Маргарет Кэмерон постепенно начала завоевывать заслуженную славу. Однако некоторые снимки из тех, что приехали в Москву, были приобретены Музеем Виктории и Альберта непосредственно у создательницы — так что за слепоту ее современников, пожалуй, ругать не стоит.