Галерейная инсталляция Александра Бродского, коллекция Костаки, погружающий в медитацию японский минимализм, непревзойденный Веджвуд и непревзойденная же фотограф-портретист Джулия Кэмерон — пять выставок, которые стоит увидеть в ноябре.

Александр Бродский. Мейнстрим (605143)
Вы можете изменить этот текст

Александр Бродский, начинавший в 1980-е, остается одним из главных современных художников и архитекторов одновременно. Его ротонды со многими дверями, «Ледяной бар», выросший на сезон на Пироговском водохранилище, «Фасады» и прочие инсталляции сделаны так, что трудно уже определить, где тут архитектура, а где — современное искусство. Под крышей галереи «Триумф» Александр Бродский возводит «не просто архитектурный, а архитектурно-средовой» объект. Расположенные «по асимметричной, причудливой логике» то ли домики, то ли сарайчики будут иметь стены и крышу, но вместо пола всякий зритель, вошедший в их стены, будет попадать ногами в видеопроекцию «бурного, стремительного водного потока» — как тут не почувствовать, как твердь уплывает из-под ног. Организаторы обещают, что взамен первого ощущения неустойчивости и желания «ухватиться за что-то прочное» придет чувство, что этот самый домик-сарай — то самое прочное и есть. В любом случае, интересно увидеть новую работу Бродского своими глазами — и оказаться частью ее, попав в стремительный поток.

Георгий Костаки. «Выезд из СССР разрешить...». К 100-летию коллекционера (547813)
Вы можете изменить этот текст

Работавший в московских посольствах сын греческого коммерсанта, греческий подданный, родившийся (1913) и живший с Москве, Костаки собирал сначала «старых голландцев», ткани, ковры, серебро, фарфор. Но однажды решил «сделать что-то необыкновенное». «И вот я купил картины авангардистов, принес их домой и повесил рядом с голландцами. И было такое ощущение, что я жил в комнате с зашторенными окнами, а теперь они распахнулись и в них ворвалось солнце. С этого времени я решился расстаться со всем, что успел собрать, и приобретать только авангард. Произошло это в 1946 году», — так, по воспоминаниям Георгия Дионисовича Костаки, начала складываться его знаменитая коллекция. Сегодня она считается одним из наиболее значительных по масштабу и качеству частных собраний XX века, а самого Костаки называют спасителем русского авангарда. В начале 1970-х он уже был известным коллекционером и ездил по миру с лекциями по русскому искусству. В конце 1970-х —был вынужден принять решение об отъезде из Советского Союза. Тогда его уникальная коллекция русской иконописи, авангарда и нонконформизма оказалась разделена. Большую часть он предложил принять в дар Третьяковской галерее, остальное вывез с собой. Выставка, открывающаяся в Третьяковке на Крымском Валу к 100-летию Костаки, позволит взглянуть на его коллекцию как на цельное собрание. В экспозиции — работы Кандинского, Малевича, Поповой, Филонова, Шагала, Экстер, Зверева, Инфанте-Арана, Кропивницкого, Рабина, плюс — живописные произведения самого коллекционера.

Ли Уфан (603986)
Вы можете изменить этот текст

О скульптурах и живописных работах художника-минималиста Ли Уфана говорят, что они погружают человека в процесс медитации. Ли Уфан родился в 1936 году в Южной Корее, учился в Сеуле, в 1960-х годах перебрался в Японию. В конце 60-х же он получил известность как один из главных представителей авангардистского течения «Mоно-ха» («Школа вещей»). Последователи этого возникшего в Японии стиля искусства создают свои произведения, используя природные материалы и подвергая их при этом минимальной обработке. «Высочайший уровень экспрессии — это не создание чего бы то ни было из ничего, но, скорее, привлечение внимания к уже существующему так, чтобы мир раскрылся более ярко», — так говорит о своей работе сам Ли Уфан, сегодня — один из известнейших современных художников Азии. Минувшим летом его произведения демонстрировались в парижском Версале, теперь их показывает в Москве Галерея Гари Татинцяна. В экспозиции — каменные инсталляции из серии Relatum-silence, живопись из серии Dialogue и акварельные работы.

Непревзойденный Веджвуд (549696)
Вы можете изменить этот текст

Выставка, открывающаяся в Музее декоративно-прикладного искусства в рамках Перекрестного года культуры Великобритании и России, — не только и не столько о знаменитом британском фарфоре, сколько об основателе фирмы, сделавшей его имя нарицательным, предпринимателе и изобретателе Джозайе Веджвуде. «Мы хотим показать Веджвуда не только как создателя высоких образцов прикладного искусства, но и как человека очень широких взглядов, чрезвычайно восприимчивого и живого, который общался с величайшими людьми своего времени, — не случайно его внук стал крупным ученым», — говорит куратор проекта Галина Андреева (автор теории эволюции Чарльз Дарвин был внуком Веджвуда и наследником его коллекции). «Мы покажем историю фирмы, источники вдохновения для художников, процесс работы мастеров — технический и творческий», — обещает куратор. В экспозиции обещаны больше двухсот уникальных предметов, многие из которых до этого прежде не покидали Великобритании, — в первую очередь, конечно, великолепный фарфор, а также редкие ювелирные изделия, образцы мебели, костюма и произведения живописи XVIII–XIX веков. Ряд экспонатов предоставили и российские музеи — например, предметы из знаменитого сервиза Веджвуда «Зеленая лягушка», который не появился бы без заказа из нашей страны. Сервиз, ныне хранящийся в Эрмитаже, был изготовлен по заказу Екатерины II для дворца, который строился на «лягушачьем болоте» в окрестностях Петербурга.

Джулия Маргарет Кэмерон (1815 — 1879) (604899)
Вы можете изменить этот текст

Джулия Маргарет Кэмерон (1815–1879) — не только замечательный фотограф-портретист, фотограф-новатор, считающийся одним из самых значительных представителей, работавших в этом виде искусства в своем столетии, она еще и  одна из первых женщин-фотографов вообще. История Кэмерон удивительна еще и потому, что камеру она взяла в руки лишь в возрасте 48 лет: этот подарок сделала Джулии ее старшая дочь. В итоге фотографирование стало для Кэмерон гораздо больше, чем хобби: «Я всегда желала запечатлеть всю ту красоту, которая представала передо мной, и наконец моя жажда была утолена», — говорила она. Мультимедиа Арт Музей показывает выставку Джулии Маргарет Кэмерон, приурочив ее к 200-летию фотографа. В экспозиции — больше сотни снимков, отобранных исключительно из коллекции Музея Виктории и Альберта (V&A), многие из которых были получены непосредственно от автора — Кэмерон и продавала, и дарила свои работы Музею Южного Кенсингтона (так тогда назывался V&A), и много переписывалась с его директором-основателем Генри Коулом. До этого музейная коллекция фотографий Кэмерон никогда не показывалась целиком.