Для проекта Die Tusovka Runde в Галерее на Солянке пять дней подряд по пять часов работала «мультижанровая лаборатория современного искусства» под руководством австрийского квартета Gelitin. Вместе с Gelitin творили АЕС+Ф и Владимир Дубосарский, Олег Кулик и Игорь Мухин — около 20 наших художников. «ВД» понаблюдал за процессом и принял в нем участие.

В зале на верхнем этаже Галереи на Солянке убраны перегородки, а в стене появилась круглая дыра. Дыра обнаружила окно и впустила в обычно затемненное помещение немного дневного света. Название проекта, начавшегося здесь 12 мая, и официально открывающегося 17-го, в «Ночь в музее», Die Tusovka Runde, можно перевести как «круглая» или «круговая» тусовка. Акция задумана австрийским квартетом акционистов Gelitin («Желатин») специально для Москвы, и посвящена кругу. Каждый день на пять часов «желатинцы» собирают в круг художников и все вместе, в тесном кругу, создают работу-круг — и так пять вечеров подряд, с 12-го по 16-е.

Gelitin — четверка авторов веселых и скандальных перформансов: Вольфганг Гантер, Али Янка, Тобиас Урбан и Флориан Райтер. Они работают вместе с 1978 года и за это время успели отметиться множеством акций, одновременно смущающих публику и заставляющих ее хохотать. В Токио в 2009-м они пародировали японский сад камней, используя для того части собственных обнаженных тел, на 54-й биеннале в Венеции выстроили под открытым небом огромную печь, пригласив художников петь под гитару, рубить дрова и плавить стекло для скульптуры Some Like It Hot, а в Москве на биеннале 2005-го изваяние квартета создавалось при помощи деревянного сортира, используемого по прямому назначению, и кстати ударивших февральских морозов.

По сравнению с предыдущими выступлениями, нынешняя акция «Желатина» выглядит весьма целомудренно, но от того не менее затейливо. Каждая работа-круг создается на большом, метра три в диаметре, натянутом на раму и загрунтованном холсте. Рама с холстом закреплена на части механизма, занимающего почти всю комнату. Огромное колесо, приводимое в движение усилиями одного из художников, передает движение этой раме посредством хитрого устройства. Холст вращается. Художники стоят вокруг: надо успеть запечатлеть часть своей задумки, покуда «твой» кусок не «уехал» к следующему участнику процесса, и тут же — браться за «подъехавший» новый.

В итоге получаются огромные изображения, похожие то ли на коллажи, то ли на буддийские мандалы. 15 мая, на наших глазах, создают уже четвертую. Готовые три выставлены на стенах галереи — все они совершенно разные.

12 мая, в первый день Die Tusovka Runde, круг получился ярким и не без хулиганства: то там, то тут обнаруживаются изображения, скажем так, символов мужского плодородия. Сотрудники галереи рассказывают, что первая тусовка получилась самой шумной и веселой. Присутствовали, в частности, знаменитый инсталляциями и перформансами Гоша Острецов, художник, дизайнер, архитектор Катя Бочавар, а также мэтр и видный акционист, некогда своими перевоплощениями в собаку не только смущавший, но порой пугавший зрителей, Олег Кулик.

На следующий день, 13 мая, круг художников оказался шире, а работа-круг получилась почти монохромной и сложносочиненной. Состав участников вышел эклектичным: вместе с классиком фотографии Игорем Мухиным круг карандашами и из карандашей создавали, например, любители веселья, авторы инсталляций-аттракционов, перформеры Еликука (Олег Елисеев и Евгений Куковеров), Ирина Корина, художница, поднимающая темы политики, кризисов, войн, и известный радикальными художественными высказываниями Давид Тер-Оганян.

Но самым разнообразным круг художников получился 14 мая. Над созданием получившегося весьма абстрактным живописного полотна трудились Александр Шабуров (арт-группа «Синие носы», работы которых назывались «порнографией» и «позором России»); сотрудничавший с «Популярной механикой», принимавший участие в съемках «Ассы» Сергей Шутов; известная скульптурными инсталляциями художница Анна Титова, а также «А» и «С» из четверки АЕС+Ф, Татьяна Арзамасова и Евгений Святский. За действом наблюдал приглашенный к участию, но ограничившийся присутствием на арт-процессе глава Российской академии художеств, Герой Социалистического труда и лауреат многих премий живописец и скульптор Зураб Константинович Церетели.

Четвертый круг, за появлением которого я наблюдала 15 мая, обещал получиться ярким. Художники постепенно включались в процесс. Ирина Затуловская, прибывшая одной из первых, строго просила наблюдавших не мешать. Владимир Дубосарский, угощаясь напитками и яствами (квас и водка, очень вкусные малосольные огурцы и сало, селедка и шоколадные конфеты — Галерея на Солянке каждый день накрывала для участников и гостей стол), рассказывал, что его коллега Александр Виноградов решил участия в процессе не принимать. Обсуждались недавние вернисажи и события в Крыму. Акварель на холсте мешалась с вином, сверху ложились листочки сусального золота, которыми Гор Чахал изображал кресты.

На вопрос, будет ли основной в этом круге религиозная тематика — на холсте уже была нарисована рука, сложенная для крестного знамения, — один из Gelitin задумчиво произнес: «Cross?». Другой, крутивший в тот момент колесо, заставлявшее вращаться круг, заметил мой интерес к процессу и предложил принять в нем участие, заняв место «двигателя процесса». Как было не согласиться. Галантно подав мне руку, художник проследил, чтобы я забралась внутрь, сам же увлекся происходящим с холстом. Холст тем временем замер — машина стояла. Я сделала шаг. Колесо шло тяжело. Наконец дело двинулось, не без труда. Механизм заработал. Казалось, что взбираешься на бесконечную гору, которая сопротивляется. Убегавшие вниз одна за одной перемычки колеса, если не отводить от них глаз, немного отвлекали, создавая при этом несколько психоделический эффект. Через пять минут я начала кидать на художников вопрошающие взгляды. Участие в перформансе давалось нелегко. Хотелось выйти из круга и отдышаться, но уместно ли было прервать явно шедший полным ходом художественный процесс? Я остановилась минут через 10, обессилев. На Gelitin теперь трудно было смотреть без уважения.

Начиная с 17 мая попробовать себя в качестве двигателя круга сможет любой посетитель Галереи. Возможно — и в качестве создателя еще одного круглого холста. Правда, Gelitin тогда уже оставят Москву. Но «Ночь в музее» художники проведут в Галерее на Солянке. Тут, кстати, заявлена самая длинная программа, до половины шестого утра.