В Пушкинский музей привезли 11 шедевров о дного из самых великих художников итальянского Возрождения. «ВД» узнал, какие тайны скрываются за некоторыми из этих полотен.

Тициан — один из символов Ренессанса, наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело. Впрочем, из всех этих художников — он самый человечный. В его картинах нет холодности, отстраненности и наводящей трепет масштабности. Искусствоведы говорят: это потому, что он жил в период Позднего Возрождения, когда уже поменялась стилистика. Но если почитать биографию художника, то окажется, что он просто был самым веселым и жизнелюбивым из них. Оттого и краски у него самые сочные, а женщины на картинах — самые фигуристые.

Будущий художник родился в зажиточной с­емье и с детства проявлял способности к живопис­и. Подростком он приехал в Венецию и стал подмас­терьем в мастерской великого Джованни Беллини. Город на воде, полный купцов, куртизанок, музыкантов, маскарадов и авантюристов, идеально подошел к его характеру. Здесь он и остался до конца жизни.

Тициан быстро стал знаменитым. Это не только потому, что он писал изумительно красивые и гармоничные картины. Немаловажно, что дружил он с главным «пиарщиком» той эпохи — Пьетро Аретино, поэтом, одним из первых журналистов в мире и изобретателем жанра «пасквиль», который своими газетами и письмами прославил Тициана на всю Европу. Живописец работал для лучших заказчиков — римских пап и королей. А также на императора Священной Римской империи, причем получил от последнего не только гонорар, но и титул графа и рыцарские почести. Он любил пиры, вино и женщин — и несмотря на это, дожил до преклонных 85–88 лет (точный год рождения неизвестен). В могилу унесли его не излишества, а эпидемия чумы, а то бы он прожил еще дольше.

Все его картины крайне любопытны, но вот пять самых интересных из тех, что привозят в Москву.

«Флора», 1515. Флоренция, Галерея Уффици

Тициан в Пушкинск. Источник: Тициан в Пушкинск. Автор: Тициан в Пушкинск

Картина названа так, будто изображает древнеримскую богиню природы Флору. Однако, скорее всего, на ней написана какая-то реальная знакомая Тициана — возможно, одна из легендарных венецианских куртизанок. Разумеется, это не может быть женщина из приличного общества — посмотрите на обнаженные грудь и плечи, нижнюю сорочку и распущенные волосы. По одной из версий, натурщицей была легендарная возлюбленная Тициана по имени Виоланта — золотоволосая красавица и, возможно, дочь художника Пальмы Старшего. Лицо этой женщины можно увидеть на множестве полотен Тициана. На одном из них она изображена в образе Саломеи, которая держит на блюде отрезанную голову Иоанна Крестителя, которому художник придал сходство с собой. Наверное, картина была написана после какой-то крупной ссоры.

А вот «Флора» вся дышит спокойствием и гармонией. Кстати, неизвестно, как называл ее сам автор, — имя картине дали последующие поколения, из-за того, что женщина держит в руке цветы, типичный атрибут богини Флоры. Полотно было крайне популярным всегда, и его гравированные изображения дошли даже в далекую Голландию к Рембрандту, который, вдохновившись им, написал свою «Саскию в образе Флоры». Эх, хорошо было в XVII веке, никто слова «плагиат» не знал!

«Даная», 1545–1546. Неаполь, Национальный музей Каподимонте

Сюжет из древнегреческой мифологии, как это у них часто там бывало, — эротический. Царю Аргоса предсказали, что он умрет от руки своего еще нерожденного внука, матерью которого станет его дочь, царевна Даная. Желая избежать такой неприятности, царь заточил дочь в подземный медный дом — настоящий бункер, куда никто не мог проникнуть. Но сластолюбивому богу Зевсу так хотелось вкусить любви с красавицей, что он превратился в дождь из золота и просочился сквозь крышу. Этот момент и изображен на картине. Даная, кстати, родит мальчика Персея, который действительно убьет деда случайным броском метательного диска на стадионе.

Тициан написал четыре, а то и больше картин на этот сюжет — он очень нравился заказчикам и пользовался спросом. Не только потому, что изображал роскошную обнаженную женщину. Но и потому, что символизировал факт: если у тебя есть деньги (золото), ты проберешься куда угодно и получишь любую красавицу. Своя «Даная» Тициана есть и у нас, в Эрмитаже, а в Москву привезут картину из неаполитанского музея Каподимонте. На петербургском варианте рядом с Данаей написана старуха-служанка, которая ловит подолом падающее золото, — символ продажной прислуги, которая всегда тебе поможет за деньги пробраться к любимой. А вот на итальянской картине вместо нее написан просто милый Амур, бог любви.

La Bella, 1535. Флоренция, Галерея Палатина, Палаццо Питти

Неизвестно имя девушки, изображенной и на этом портрете. La Bella переводится просто как «красавица». Она одета в роскошное платье по последней моде, носит драгоценности. Поэтому долгое время считалось, что это портрет легендарных знатных дам Ренессанса Элизабетты Гонзага или Изабеллы д’Эсте. Но, увы — лицо этой девушки так часто мелькает на других картинах Тициана, что ясно — это была его личная знакомая. Ведь не мог же он попросить для обнаженной «Венеры Урбинской» попозировать маркизу мантуанскую? Или для обнаженной же «Девушки с мехами», которая просто накинула на голое тело соболя?

«Благовещение», 1559–1564. Венеция, церковь Сан-Сальвадор

Не только же нагих красавиц рисовать — работал Тициан и для самого богатого заказчика своего времени, католической церкви. Был он популярен и мастеровит, поэтому религиозных картин его кист­и по всего миру — огромнейшее количество. Это полотно — из венецианской церкви Сан-Сальвадор. Сюжет — типичный евангельский: архангел сообщает деве Марии, что скоро она родит сына Бога. А вот композиция немного отличается от типичных венецианских «Благовещений». Дело в том, что венецианцы, люди надменные, считали, что их город был основан как раз во времена Богоматери. И на заднем фоне картин на этот сюжет нет-нет да напишут родную Венецию. Тициан же и сам был гордецом, поэтому такими вещами пренебрегал — зритель должен любоваться не венецианскими прос­торами, а тициановскими фигурами на первом плане.

Картина хороша как пример той манеры, которую художник выработал в поздний период своей жизни. Никаких пронзительно ярких красок — все естественно-золотистое, коричневое, теп­лое. В анг­лийском языке есть прилагательное titian ровно для такого оттенка. В русском же термин «тициановский» применяется только к женщинам и волосам.

«Крещение Христа», 1511–1513. Рим, Пинакотека Капитолина

Полотно на традиционную евангельскую тему — И­оанн Креститель совершает обряд крещения над Иисусом Христом. Любопытная деталь — в правом нижнем углу картины какой-то пожилой мужчина, будто бы подающий Христу плащ. Это заказчик картины Джованни Рам, который и оплатил Тициану ее создание. Люди тогда были нескромные и вполне справедливо считали, что записанные в документах имена быстро забываются. Поэтому на множестве религиозных картин среди волхвов, апостолов и мучеников можно разглядеть коленопреклоненных солидных господ со сложенными в жесте моления ладонями. А иногда и в сопровождении жены и десятка ребятишек. Рам был более деликатен и проник на тициановское полотно в одиночестве. Потом, как известно из его завещания, он повесил картину у себя в доме и, наверное, долго наслаждался. Интересно, чем? Красотой картины или причастностью к такому важному новозаветному событию? Полотно долго хранилось у его потомков, пока не попало в музей.

Пять фактов о Тициане

  • Женой Тициана стала его экономка Чечилия, которая родила ему двух мальчиков и двух девочек.
  • Тициан скончался от эпидемии чумы, и его тело должны были сжечь. Но вопреки закону похоронили в церкви.
  • В 2009 году в британском парламенте премьер-министр Гордон Браун и оппозиционер Дэвид Кэмерон поспорили, в каком именно возрасте умер Тициан. За спором следила вся страна.
  • В последние годы жизни Тициан писал не только кистями, но и пальцем.
  • На одном из автопортретов Тициан изобразил себя с тремя головами – старым, молодым и зрелым.