Софья Пономарева
4 февраля 2013

Наш ответ Нобелю

В Академии художеств открылась выставка Аркадия Пластова. «ВД» решил выяснить, как классик соцреализма превратился в актуальную фигуру современного искусства.

Недавно Пластов — один из столпов социалис­тического реализма, скончавшийся сорок лет назад, — опять стал героем газетных полос. К 120-летнему юбилею художника, который отмечался в январе, правительство его родной Ульяновской области выступило с неслыханной инициативой. «Премия имени Аркадия Пластова», учрежденная пару лет назад, вдруг перепрыгнула через несколько ступенек и оказалась самой крупной в области современного искусства. Теперь ее размер — 500 000 евро. (Для сравнения: размер фонда Премии Кандинского — около 50 000 евро, Turner Prize — 40 000 фунтов стерлингов.) Впрочем, эту гигантскую сумму получает не один победитель, ее делят между собой лауреаты почти в двадцати номинациях. Говорят, наше Министерство культуры хочет, чтобы Плас­товская премия стала в сфере искусства аналогом Нобелевской.

Под термином «современное искусство» сейчас принято понимать искусство эпатажное и нефигуративное. Пластов же олицетворяет собой полную этому противоположность. Недаром он стал классиком советской живописи. В СССР его любили за «идеологически верные» темы, воспевание колхозного труда и культ здоровой красоты. Сегодня через двадцать с лишним лет после крушения СССР ясно — Пластов актуален и при нынешнем строе.

Начало творческого пути Аркадия Пластова типично для живописцев, родившихся в конце XIX века. Крестьянский сын, внук иконописца, он в поисках прекрасного дошел до Москвы. Учился в мастерской Машкова, поступил в Строгановское училище, а затем – в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Корин, Васнецов и Архипов. Пластов — продолжатель Репина и передвижников, только более красочный, солнечный, витальный.

После революции художник обосновался в родной деревне, однако продолжал активно рисовать и участвовать в выставках. Самые известные картины были написаны им уже во второй половине жизни. Умер Пластов восьмидесятилетним, в статусе одного из главных классиков.

Три главные картины

«Весна. В бане»

Одно из самых знаменитых ню советского времени: молодая женщина выскочила из бани, чтобы потуже затянуть платок на голове у девочки. Особый эффект картине придают хлопья снега, которые падают на нагое тело. Появились они случайно: маленький сын художника как-то заглянул в мастерскую и похулиганил — приклеил на еще сырое масло обрывки газеты. Пластов потом вместо бумаги написал снег. Картина, получившая прозвище «Северной Венеры», была написана в 1954-м, в начале «оттепели», и эротичность воспринималась как примета нового, более свободного времени.


«Ужин трактористов»

Карьера художника не всегда развивалась гладко. Пример — история с этим полотном 1951 года. Его не хотели брать на выставки. «Если уберете его, — кричал автор, — то я прямо здесь порежу холст ножом!» Когда взяли — упрекали Пластова в любовании красивостям­и. Мол, увлекся розовым цветом заката, заигрался. Потом увезли на выставку в тропики и забыли под дождем в каком-то латино­американском порту. В итоге на родину картина вернулась в таком состоянии, что Плас­тов даже реставрировать ее не стал, просто написал второй вариант. Чтобы стать мэтром в СССР, надо было иметь не только талант, но и железные нервы.


«Фашист пролетел»

Если вы застали советские учебники, то помните эту картину, написанную Пластовым в 1942-м. Золотая осень, мирный пейзаж в духе Левитана, пасутся овцы, а рядом ничком лежит убитый пастушок. По экскурсоводческой легенде, Сталин захватил картину с собой на Тегеранскую конференцию. Рузвельт с Черчиллем, глядя на нее, охали и ужасались, и это поспособствовало скорейшему открытию Второго фронта. Хотя работа создана прямо в разгар Великой Оте-чественной, особого надрыва в ней на первый взгляд нет. Ничего в лоб, все в подтексте. Это полотно — ключевое для «послевоенной» темы в советской живописи (Герасимов, Лактионов, Попков), для которой характерны сильные вещи без прямолинейных эффектов.

Отзывы о «Наш ответ Нобелю»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Лучшие образцы мирового и русского искусства, доступные москвичам круглый год.

Выбор редакции

4 сен — 28 окт | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 4 сен — 28 окт

Лучшие образцы японского искусства.

Выбор редакции

3 окт — 20 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, живопись 3 окт — 20 янв

Выбор редакции

25 сен — 13 янв | Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, декоративно-прикладное искусство, дизайн, живопись 25 сен — 13 янв

Рассказ о харизматичной покровительнице авангардистов.

Выбор редакции

19 сен — 20 янв | Новая Третьяковка, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 19 сен — 20 янв

Ретроспектива одного из главных русских авангардистов.

Выбор редакции

29 сен — 3 фев | Музей современного искусства «Гараж», инсталляция 29 сен — 3 фев

Первая в России выставка остроумного бельгийского концептуалиста.

19 мая — 31 окт | Центр МАРС, современное искусство, тематическая выставка 19 мая — 31 окт

Аудиовизуальные произведения зарубежных и российских художников.

13 сен — 13 ноя | Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, графика 13 сен — 13 ноя

Малоизвестные рисунки Александра Дейнеки.

Выбор редакции

7 сен — 13 янв | Новая Третьяковка, инсталляция, современное искусство 7 сен — 13 янв

12 сен — 27 янв | Музей современного искусства «Гараж», декоративно-прикладное искусство, историческая 12 сен — 27 янв

Что одежда расскажет об истории, культуре и политике XX века.

Выбор редакции

6 окт — 17 фев | Третьяковская галерея в Лаврушинском, живопись 6 окт — 17 фев

Пейзажи, магию которых не переплюнут никакие цифровые технологии.

Выбор редакции

13 сен — 11 ноя | Мультимедиа Арт Музей, инсталляция, современное искусство 13 сен — 11 ноя

Работы живого классика из собрания Центра Помпиду.