В Центре им. братьев Люмьер открывается выставка «Время колокольчиков», посвященная героям русского рока эпохи 80-х. Три известных фотографа, сохранившие для нас документальные свидетельства этого времени, прокомментировали по просьбе «ВД» свои снимки.

Сергей Борисов. «Джоанна Стингрей и Сергей Курехин в «Студии 50А». 1987

«Джоанна Стингрей и Сергей Курехин стали моими друзьями, когда я по заданию парижской газеты Le Monde в 1984 году приехал в Ленинград снимать «Аквариум». С тех пор ленинградцы, бывая в Москве, считали своим долгом зайти в «Студию 50А» — мою мастерскую. В 1987-м Сергей Курехин и Джоанна Стингрей, забежав в очередной раз в «Студию», решили поучаствовать в проходящей там в это время боди-пэйнтинг-пати. На стене висит совместная работа художника, основателя Новой академии изящных искусств Тимура Новикова и Африки (Сергея Бугаева) — барабанщика группы «Поп-механика» и звезды «АССЫ».


Дмитрий Конрадт. Борис Гребенщиков. 80-е

«Боря на концерте в ЛДМ в 1987-м. В комбинезоне, который, если не ошибаюсь, привезла Джоанна Стингрей. Она тогда всем помогала чем могла: ленинградскому рок-клубу, например, подарила аппаратуру. Концерт был хороший, и съемка тоже удалась — для меня это всегда взаимосвязано. Я снимал на ч/б — и не потому что это был мой сознательный выбор, просто таковы были технические возможности. В 80-е рок снимали в основном не профессионалы, работающие на заказ, а любители, привлеченные тем всплеском пассионарности, который случился в роке».


Дмитрий Конрадт. Александр Башлачев. 80-е

«Лето 1987-го, фестиваль Ленинградского рок-клуба. Все очень ждали Башлачева: широкая публика к тому времени читала его тексты, слышала записи, но не видела живьем. Он показался мне сумрачным и напряженным. В его выступлении было что-то настолько трепетное – другого слова не подберу, — что я не мог снимать. Сделал всего пять снимков, из которых удачными оказались три. Теперь жалею. Но снимать, когда пел Башлачев, мне казалось кощунством».


Виктория Ивлева. «Концерт «ДДТ» В Ленинградском ДК Железнодорожников». Конец 80-х

«Это было в Центральном доме железнодорожников, в Питере. Я мало что помню о выступлении — это было 20 лет назад, первые концерты «ДДТ», которые, как и другие питерские группы, только вылезали из подполья. Шевчук вышел на сцену в женском парике. За несколько лет до того подобное и представить себе было невозможно, но в конце 80-х уже появилось это ощущение свободы. Все дурили и выпендривались как могли, у всех были поиски стиля — и Шевчук ничем не отличался от других. О чем он тогда пел? Совершенно не помню».


Сергей Борисов. «Кино» на премьере «Ассы». 1987

«В 1987 году в Доме культуры МЭЛЗ прошла премьера фильма Сергея Соловьева «АССА». Показ сопровождался выставкой современного искусства, концертом групп, еще недавно считавшихся подпольными, и показом мод андеграундных модельеров. Гвоздем концерта была группа «Кино», которая принимала участие в съемках фильма. Концерт, как и сам фильм, имел ошеломительный успех. На снимке видно, что еще недавно скромный юноша из предместья Ленинграда, отражавший в своей поэзии комплексы подростка, превратился в настоящую Звезду, предмет поклонения тысяч фанатов».