В ММСИ на Петровке открылись две выставки: одна вспоминает о русском авангарде, а вторая — его развенчивает.

Николай Наседкин. «Пашня». 2011

ММСИ на Петровке прервал сложившуюся за несколько последних лет традицию погружать посетителей в один сюжет, раскрытый разными средствами и жанрами современного искусства. Открытая в 2009-м «От штудии к арт-объекту» рассказывала об этюде как начале работы (дизайн выставки делал Борис Бернаскони). Экспозиция «День открытых дверей», сделанная в 2009-2010 годах, когда музей отмечал десятилетие, стала взглядом на отечественное современное искусство минувших 20 лет под углом исторической ценности здания музея, которое было и особняком, и гимназией, и клиникой. Две следующие экспозиции: «Если б я только знал!» и «ИСКУССТВОестьИСКУССТВОестьИСКУССТВОесть», носили во многом образовательный характер и были максимально интерактивными. После нескольких больших экспозиций, отданных искусству последних десятилетий, музей обратился к классике, искусству ХХ века — «по многочисленным просьбам посетителей», как сообщает пресс-релиз.

Казимир Малевич. «Жатва». 1912—1913

Новая экспозиция названа без изысков: «Избранное из собрания Московского музея современного искусства». Получилась она вполне соответствующей своему названию. Малевич и Пепперштейн, Пиросмани и Беляев-Гинтовт, Краснопевцев и Ларионов — второй этаж музея занял русский авангард, нонконформисты и работы актуальных художников. После предыдущих экспозиций ММСИ нынешняя выглядит строгой и выдержанной, порой до аскетизма.

Борис Григорьев. «Женщина». Из серии «Intimite». 1916—1917

Выставка «Black» Николая Наседкина на этом фоне смотрится тем эффектнееОна открыта на третьем этаже ММСИ. Первой же работой, «Баня по-черному», Наседкин, как положено экспрессионисту, от души дает чувств и эмоций. В черной комнате черная баня с предбанником, входить в нее надо на ощупь, согнувшись; клубится пар, свистят и хлещут веники, и пахнет вроде даже деревом и баней: художник изгоняет «дух авангарда, витающий над современным русским искусством и затмевающий его собой». Весьма символично — с учетом расположения над экспозицией второго этажа.

Николай Наседкин. «Черный куб». 2005

Дальше — монументальные «пейзажи», написанные нефтью, огромная же «Ширма подсознания», оклеенная кусками рекламных газет. В «Мастерскую» с полом, посыпанным опилками, можно заглянуть, пройдя сквозь огромную, до потолка, закрученную в спираль инсталляцию из набросков и портретов «Друзьям. До востребования». А на мусор из настоящей мастерской художника — посмотреть в соседнем зале. Из кусков ватмана и фанеры, старых каталогов, книг, обрывков бумаги и всего чего угодно Наседкин выстроил увитый колючей проволокой «Курган». 

В зале напротив — «сумасшедшие» работы Наседкина. В середине 70-х, только приехав в Ленинград поступать в Академию художеств, молодой художник устроился работать в психиатрическую клинику санитаром. После этого появились наброски с портретами пациентов больницы, живописные работы с искаженными как будто в крике лицами, трехметровые кубы — как холст художник использовал их внутренние стенки, снаружи оставив монохромными. На видео сам художник рассказывает о работе в «психушке». Говорит спокойно, будто вовсе без эмоций. Провожает посетителя «Лес после пожара»: черные балки, будто обгоревшие стволы деревьев, перекрещиваются с люминесцентными лампами, как будто сквозь лес деревьев пробивается солнечный свет.