Ирина Зиганшина
17 сентября 2012

Русский авангард: революция в искусстве

Кто из русских художников больше всего известен в мире? Конечно, Малевич с Кандинским. А русский авангард, ими открытый, — самое влиятельное направление среди дизайнеров и по сей день. Как ни странно, москвичи не представляют, где его смотреть. Даем наводку: срочно отправляйтесь в Третьяковку на Крымском Валу. На правах рекламы

Квадратный блюз

Почему«Черный квадрат» стал таким знаменитым? Этим вопросом задается чуть ли ни каждый, кто видит четырехугольник Малевича. Ответ на самом деле прост: в «Черном квадрате» главное не живопись. Здесь важен радикальный жест — после того как Казимир Малевич представил его на «Последней футуристической выставке картин» в Петрограде, художникам стало понятно: наступила новая эпоха в искусстве, эпоха нового живописного реализма. Художник больше, чем маляр. Этим открытием современные художники пользуются до сих пор, доказывая, что рисование — это полдела, куда как важнее быть проводником собственной творческой идеологии.

Кстати, мало кто знает, что «Черный квадрат» далеко не одинок. У него есть ряд родных братьев. По крайней мере, в Третьяковской галерее их целых два. Второй Малевич написал в 1929 году по просьбе директора музея, потому что на оригинале появились трещины. Именно вариант с трещинами сейчас и висит на видном месте.

http://lumia.nokia.ru/                                                                                                     

«...Нас будет трое...»

Отличный шанс увидеть что-то новое — до 25 ноября рядом с постоянной экспозицией работает выставка графики Малевича и его верных учеников Ильи Чашника и Николая Суетина. Вместе они создавали супрематизм. Напомним, что это особое течение в авангарде (от латинского слова supremus — «наивысший») легко узнается по обилию геометрических фигур. Даже человеческие тела художники-супрематисты умели выстраивать из кубов, кругов и цилиндров. На выставке таких черных, красных и белых фигур множество — в основном эскизы и наброски. Поскольку это экспонаты из частной коллекции швейцарского фонда Sepherot, по окончании выставки листы опять скроются в каком-нибудь тайном сейфе. Не пропустите.


Как дизайнер я считаю, что все новое – это заново открытая классика. Поэтому музейные и галерейные выставки для меня – источник вдохновения. Форма, ракурс, цвет... Даже самая небольшая деталь на картине может натолкнуть на креативное решение. Поэтому так важно сохранить все впечатления. Но не ходить же на выставки с альбомом, как это делали художники XIX века! Раньше я брала громоздкий фотоаппарат, с которого невозможно было отправить снимки, да и самой не особо приятно таскать тяжести. Nokia Lumia 800 стала для меня личной арт-лабораторией. Отличное разрешение, zoom, возможность выхватить и сфокусировать любой фрагмент. К тому же мгновенный обмен новостями и контакты с друзьями. Благодаря быстрому интернету я всегда в курсе новейших дизайнерских тенденций. В общем, если и есть современная классика, то это Lumia.

Ирина Николаева, дизайнер


Башня Татлина

В вестибюле галереи установлено самое знаменитое скульптурно-архитектурное творение авангарда. Две металлические спирали, извивающиеся навстречу друг другу. Это макет памятника III Интернационалу, который создал архитектор Татлин. Гигантская башня высотой в 400 метров должна была подняться над московским или ленинградским пейзажем. Внутри макета — цилиндр, пирамида, куб и полусфера. В этих геометрических конструкциях планировалось разместить конторы Интернационала.


Мобильный гид

Разбираться в искусстве, особенно в современном, сейчас не просто модно, а даже необходимо. Malevich, Kandinsky, Goncharova... Это уже мировые имена, вокруг которых бурлят новые идеи дизайна, архитектуры, шоу-бизнеса. Понятно, что увидеть их картины можно в музеях или галереях. Но одно дело – видеть, другое – знать. Компания Nokia предлагает владельцам телефонов Lumia повысить свой уровень, элементарно нажав на сенсорный экран. Новейший Explorer 9, установленный на моделях 610, 710, 800, даст вам мгновенный доступ в интернет к любой информации. В помощь – самые актуальные языковые и коммуникационные приложения. Сайты музеев, виртуальные экскурсии, досье и увлекательные статьи – и все это, не отходя от картины!


«Рабочий клуб»

Небезосновательно в русском авангарде видят начало дизайна ХХ века. Трудно представить, какой была бы современная мебель, если бы не революционные идеи. Посмотрите на реконструкцию мебели рабочего клуба, которую спроектировал Александр Родченко. Четкие линии, функциональность, рациональность пространства, эффектные цвета. В любом современном офисе она будет смотреться на отлично и выглядеть ультрамодной.


Внимание, конкурс!

1. Сколько «Черных квадратов» создал Казимир Малевич?

2. На каких произведениях авангардистов Суетина и Чашника можно неплохо перекусить?

3. Какое похожее на «Башню» Татлина сооружение все же установили в Москве?

4. Авангардист Родченко прославился как фотограф. Фотопортрет какого поэта у него получился лучше всего?

5. Являетесь ли вы владельцем Nokia?

Ответы направляйте по адресу tsm@rdw.ru до 26 сентября.

При ответах на вопросы просьба указать, являетесь ли вы владельцем телефона Nokia. Это даст вам дополнительные баллы.

Отзывы о «Русский авангард: революция в искусстве»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

до 4 фев | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись, скульптура до 4 фев

До абсурда и жути жизнерадостный поп-арт из Японии.

Выбор редакции

до 14 янв | Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, графика до 14 янв

Московский дебют главных художников Австрии.

до 18 фев | Новая Третьяковка, графика, живопись, фотография до 18 фев

Большая ретроспектива дизайнера-авангардиста.

до 31 янв | ArtPlay, мультимедиа до 31 янв

Проект, посвященный творчеству одного из мастеров Северного Возрождения.

до 14 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, историческая до 14 янв

Рассказ о еврейском сообществе в первые годы после революции.

Биеннале современного искусства, Такаси Мураками в «Гараже» и австрийские модернисты в ГМИИ: рассказываем о знаковых событиях этого сезона.

От пионера абстрактной скульптуры Бранкузи до безумного японского поп-арта.

до 30 янв | Фонд In Artibus, графика, живопись, историческая до 30 янв

Первый показ богатейшей частной коллекции авангарда.

до 22 дек | Наши художники, графика, живопись до 22 дек

Африканские мотивы от участника «Мира искусства».

Выбор редакции

до 21 янв | ГМИИ им. А. С. Пушкина, живопись до 21 янв

Экспрессивная живопись безумного классика-маргинала.

до 10 дек | Галерея на Солянке, мультимедиа, интерактивная программа до 10 дек

Интерактивный аттракцион к 85-летию дома моды.

Лишенный секса Эгон Шиле, ласковый дождь вместо водопада радиации и другие способы пощадить чувства посетителей выставок.