В Манеже открылась юбилейная выставка к 200-летию победы в войне 1812 года «Время незабвенное». Школьники, москвоведы и всеядные фанаты отечественной истории найдут здесь много любопытного. Разборчивый зритель вздрогнет и подивится.


А.И. Федоров. "К 1150-летию Смоленска". Студия военных художников им. М.Б. Грекова (справа)

Построенный в 1817 году Московский Манеж – сам по себе памятник наполеоновским войнам. Взгляните на архитектурный декор – рельефные шлемы и доспехи. Они символизируют трофейное французское оружие. Сделать в этом здании историческую выставку об этой войне – идея правильная. Но напомним – после пожара и лужковской реконструкции от оригинального здания Манежа XIX века остались одни стены. Все остальное заместил хайтек по-московски, иначе говоря, новодел: лифты, эскалаторы, минус первый этаж, конференц-зал. С выставкой получилось примерно то же – костяк хороший, а вот начинка подкачала.

Наполнить экспонатами огромный бывший экзерциргауз, построенный для маневрирования пешего полка в 2 тыс. человек, непросто. Даже прописавшимся в Манеже ярмаркам меда это не всегда удается. Но в данном случае все получилось. Ведь выставку организовал московский Департамент культуры. По его просьбе вещами «скинулись» более десяти столичных музеев, частные коллекционеры, а также некоторые организации. При входе зрителей встречают две настоящие пушки на фоне портрета императора Александра I и увеличенной старинной панорамы Москвы.


Крестьянская одежда из частной коллекции С.А. Глебушкина

Увеличение и фоторепродукция – вообще главные методы создателей этой выставки. Гигантские подсвеченные карты, фрагменты пейзажей, диорама… Знатоки истории да смирятся с практически полным отсутствием подлинников на первых двадцати метрах анфилады витрин. Затем воспрянут духом на стендах Кусково и Бородинской панорамы – первый музей прислал агитационный фарфор, второй – мундиры, фляжки и прочую мелочь. В витринах стоит и мебель александровского ампира. Забавна инсталляция: телега, набитая старинным добром и фамильными портретами, в сопровождении двух манекенов в одежде крестьянок.


И.К. Айвазовский. "Вид на Москву с Воробьевых гор". 1848

Интересен подлинный эскиз знаменитой «Бородинской панорамы». Хоть и маленький, а в один фотокадр все равно не влезает. Хороши виды старой Москвы из фондов музейного объединения «Музей Москвы» (это оно обитает в Провиантских складах). Это не только редкие старые фотографии, но и картины маслом, например, панорамный «Вид Москвы с Воробьевых гор» Айвазовского, или «Парад в Кремле» Г. Чернецова.

Но правит бал все равно новодел. Он тут двух типов. Первый – простительный. За стеклом и не заметно, что гравюра не настоящая, а ксерокс. Нам зато детали видны разборчивей, а хрупкая графика не страдает от прямого света. Сюда же отнесем множество реконструкций мундиров и гражданской одежды. Это вещи из музеев Льва Толстого, Большого театра и проч. Интересно сравнивать: платья, которые носили на сцене, сделаны грубовато. На них ведь глядят издали. А вот костюмы к «Войне и миру» Бондарчука. Кадр был крупным: и все детальки проработаны тщательно.


С.Н. Присекин. "И клятву верности сдержали... Смоленск 1812". Студия военных художников им. М.Б. Грекова

Вторая группа новинок – ошеломляет. Это произведения, созданные в 2010-х годах, специально к юбилею. Левая наружная стена зала отдана детскому рисунку. Не ходите туда. Безутешная вдова-монашка Маргарита Тучкова с юным покойным супругом воспаряют в небеса (10 лет), крестьянка-партизанка Василиса Кожина вышита бисером (10 лет), Наполеон и Кутузов выполнены в технике витража в триптихе «Мудрость и авантюризм: великое противостояние» (14 лет).

Но и этот китч, будучи искренним и наивным, не переплюнет по энергетике картины Студии современных художников имени М.Б. Грекова, которые развешаны практически везде. Эти нелепые, но масштабные многофигурные полотна, кажется – государственный заказ. Во всяком случае, многие из них опубликованы на официальном сайте Министерства обороны, что недавно в блогосфере изрядно высмеивалось. Но давайте не придираться, что фигуры приставлены друг к другу, будто в фотошопе! А руки торчат криво! А просто радоваться попыткам выразить азарт битвы.  

Пока выставка будет открыта, под крышей Манежа проходят вечера старинного романса, прямо среди экспонатов. Правильно – благодаря ей Манеж сейчас – не музей, а сцена, стены которой украшены театральными декорациями. Им необязательно быть исторически точными. Главное – воодушевлять и развлекать. Сходите туда с детьми, только наденьте удобную обувь: по огромной красочной экспозиции гулять можно долго.

Смотреть галерею

Манеж, до 13 мая