В галерее «Проун» на Винзаводе открылась выставка «Даешь!». Государственный музей Маяковского гастролирует в стенах арт-кластера современного искусства. И доказывает — советский авангард не устаревает.

Основной упор на громкие имена наших классиков — Родченко, Лисицкого, Клуциса и менее известного, но очень интересного Сергея Сенькина.

Выставленные работы — прекрасные образцы коммунистического графического дизайна. Времени, когда целина книжного листа, который уже невозможно было строить по старым принципам, оказалась окончательно побежденной. И перед потребителем печатной продукции открылся новый мир — лозунги теперь ошеломляли не только смыслом, но и цветом, зигзагом, вихрем.

«Я член союза. Союз позаботится,
чтоб ко мне не подошла безработица»

«Профсоюз по женскому рабству удар. Профсоюз защитник женского труда»

Человеческие фигуры в плакатах рассыпаются на стрелки и круги — по законам супрематизма. Краски только три: энергичные белая, красная и черная. Даже типографский восклицательный знак может стать важным элементом компоновки листа. Мы видим, как выкристаллизовываются находки, которые сделают советскую книгу авангардно смелой.

Все экспонаты из музея Маяковского на Лубянке, который в этом году празднует 75-летие, но своей выставочной площадки не имеет. И поэтому решил устроить серию экспозиций в других московских галереях.

Во-первых, это значит, что все вещи подлинные. Это оригинал-макеты, которые создавались самыми кустарными, на взгляд пользователей айподов, методами. Листы ватмана, на которые наклеена кумачово-алая аппликация, карандашом вычерчен шрифт, обрезанные ножницами по контуру фотографии, дописанные акварелью тени. Рядом может висеть тот же плакат, вышедший из типографии. Эта старинная уже агитация современному взгляду привычней в растиражированных копиях. Прототип кажется более самодельным, зато легко представить руки художника, измазанные в клее, держащие канцелярский нож.

Во-вторых, это не просто подлинники. Это лучшее. Вспомните значение поэта Маяковского — ему доставались иллюстраторы первой величины.

Поэзия —
       та же добыча радия.
В грамм добыча,
       в год труды.
Изводишь
       единого слова ради
тысячи тонн
       словесной руды.
Но как
       испепеляюще
              слов этих жжение
рядом
      с тлением
              слова-сырца.
Эти слова
      приводят в движение
тысячи лет
      миллионов сердца.

Мы видим листы с «Разговором с фининспектором о поэзии», «Разговором с товарищем Лениным» и другие тексты. Читаем строки на том новом поэтическом языке, который преломил русскую поэзию также, как авангардисты преломили изобразительное искусство. На этой выставке сплетаются оба жанра, качество одинаково высоко. Аллитерации все также звонки и удивляют своим мастерством — как и плакатные коллажи и фотомонтажи. Пусть виднеются следы карандашной линии — сейчас все намного более аккуратней, зато не так виртуозно.

Вскоре эти замечательные листы снова будут спрятаны в запасниках музея, который, однако, продолжит череду юбилейных мероприятий.

до 8 мая
Винзавод, галерея Проун