Известный коллекционер князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский рассказывает о судьбе своей коллекции и злоключениях на исторической родине.

Лобанов-Ростовский для любителей русского театрального искусства Серебряного века — фигура легендарная. Он родился в 1935 году в семье эмигрантов, обосновавшихся в Болгарии. В 1954-ом году оказался в Лондоне — и попал на выставку, посвященную «Русским сезонам» Дягилева. С той поры князь пропал окончательно — его сердце было навеки отдано «бакстам», «гончаровым» и «бенуа».

Часть своей зарплаты молодой человек, получивший образование в Оксфорде на стипендию «для беженцев», тратил на хрупкие листы, которые десятки лет были не нужны никому. Он разыскивал эскизы к «Петрушке» , «Клеопатре» Иды Рубинштейн, «Саломее» Мейерхольда, откапывая их в маленьких парижских квартирках бывших любовниц художников, в чуланах их равнодушных родственников, в чемоданах бывших актеров.

Параллельно Лобанов-Ростовский, всегда отличавшийся необыкновенной энергичностью, делал карьеру и состояние — возможно, для того, чтобы собирать русское искусство стало проще. А может, просто из-за присущего ему вкуса к жизни. Потрудившись геологом в Патагонии, на Аляске и в пустыне Калахари, он переквалифицировался в банкира и достиг немалого. Вице-президент International Resources and Finance Bank, советник «Де Бирс» — вот некоторые вершины его карьерного пути. Однако одно из главных мгновений торжества для него — день, когда в 1967 году музей Метрополитен в Нью-Йорке устроил выставку его коллекции.

За полвека, к началу XXI столетия, собрание Лобанова-Ростовского разрослось до тысячи с лишним произведений. В нем можно найти все ведущие направления русского искусства 1890-1930 годов — от символизма до кубофутуризма и конструктивизма, и все громкие имена — от Билибина до Любови Поповой. Репутация русского искусства на международной арене за эти десятилетия тоже росла. И выставки, которые Лобанов-Ростовский вместе с женой Ниной с упорством просветителей устраивали по всему миру, очень этому способствовали. Из невостребованного материала эскизы Бакста превратились в топовые лоты торгов Christie’s и Sotheby's. И рисунки, которые Лобанов-Ростовский покупал в конце 1950-х и 1960-е годы за 25, а иногда и за 2 доллара, теперь оцениваются в сотни тысяч.

Денежная стоимость этих листов может колебаться, а вот их культурная ценность — неизменна. Просветительство, возвращение России, да и всему миру памяти о великом искусстве, всегда оставалось для Лобанова-Ростовского главной целью. Поэтому список сделанного князем для русской культуры огромен: он способствовал основанию Музея личных коллекций при ГМИИ им. А.С. Пушкина, дарит музеям подлинники авангарда, причастен к основанию журнала «Наше Наследие»... Одной из основных его целей было возвращение театральной коллекции на родину, в Россию. В 2008 году он нашел способ это сделать: собрание театральной графики Лобанова-Ростовского было куплено за 16 млн. долл. фондом «Константиновским» (инвестором ремонта дворца в Стрельне), незадолго до этого выкупившим другую знаменитую эмигрантскую коллекцию — собрание Ростроповича-Вишневской.

О текущей ситуации с этим и другими культурными начинаниями князя с коллекционером побеседовал «Ваш Досуг».

Собрание Лобановых-Ростовских в Петербурге

— Прошло три года с тех пор, как ваша коллекция перешла в чужие руки. Фонд «Константиновский», строящий сейчас здание конгресс-центра, где она будет находится, передал ее на временное хранение в Театральный музей Петербурга. Что вы думаете об этой ситуации?

— Я очень огорчен тем, что сейчас происходит с коллекцией. В запасниках Театрального музея нет современного оборудования, чтобы создавать климат, необходимый для графики. Прошлым летом, во время жары, это было особенно заметно. Контракт, который я заключил с фондом, гарантировал условия хранения и дает мне право на контроль. Но условия контракта по этому пункту не исполняется... Конечно, на этой почве я мог бы подать в суд, но в России судиться с государством бессмысленно. Так что я ничего не могу сделать. Руководству фонда эта коллекция совершенно безразлична.

— Вы упоминали, что помимо фонда «Константиновский» предложение о покупке вам сделала Библиотека Конгресса США. В итоге вы продали собрание тому, кто предложил это первым?

— Библиотека Конгресса не делала мне официального письменного предложения. О том, что они приняли такое решение, я узнал уже постфактум, из обычной беседы со своим знакомым г-ном Медведчиком, членом правления закупочной комиссии при Библиотеке Конгресса.

— И какова была ваша реакция на решение Библиотеки?

— Я был очень польщен и приветствовал их решение, ибо оно сопровождалось желанием Библиотеки Конгресса сфотографировать все собрание, описать и сделать общедоступным в интернете. К тому же, сейчас я думаю, что для русской культуры лучше было бы продать нашу коллекцию в США, где ценности хранят бережно.

— В прошлом году 240 листов из коллекции были на выездной выставке в Саратове. Планируется ли продолжение гастрольного тура по России?

— Я ничего об этом не знаю. Ни фонд, ни Театральный музей не делятся со мной своими планами. Я был на открытии выставки, но в Саратов меня пригласил сам местный Радищевский музей, как свадебного генерала.

Национальная портретная галерея

— Ваша давняя идея — создание в Москве Национальной портретной галереи. Не расскажете об этом проекте поподробнее?

— Я очень люблю лондонскую Портретную галерею. Это один из самых популярных музеев города. Портрет — такой жанр, который способствует размышлению и об историческом прошлом, и о человеческой душе. Я часто вижу на аукционах хорошие русские портреты, а 1999 году, когда обанкротился банк «Тверской», государству перешло его большое собрание русских портретов. Тогда у меня возникла мысль об основании в России аналогичного музея. С тех пор я обращался к различным деятелям министерства культуры, мэрии Москвы, но безрезультатно.

— После вашего разговора в 2010 году с Медведевым, который дал свое «благословение», проект вроде бы сдвинулся с мертвой точки?

— Да, первоначально, Путин и Авдеев объявили по телевидению о целесобразности создания такой галереи. Государственный Исторический музей официально объявлял, что в его планах создание галереи, как филиала, части своего «музейного квартала». Обещали отдать здание бывшего музея Ленина на Красной площади и, по инициативе Минкульта, создать оргкоммитет по созданию национальной портретной галереи в Москве.

— Но недавно был опубликован пресс-релиз, что в этих стенах откроется Музей 1812 года. Это связано с тем, что к юбилейной дате спешат создать нечто более «актуальное»?

— Конечно, на это же выделяются средства. Что касается портретной галереи — директор ГИМа Алексей Левыкин только улыбается и ничего не делает. Вот, что он придумал. Портретной галереи, как постоянной экспозиции, все также не будет, но чтобы отчитаться перед руководством, он устраивает выставку портрета, которая будет длится всего несколько месяцев. А потом о проекте благополучно забудут заново.

— Лужковская администрация предлагала для галереи одно из зданий усадьбы Царицыно. Почему бы не вернуться к этой идее?

— Нет. Музей такого значения обязательно должен находиться в центре города, это необходимо для того, чтобы он стал его органичной частью. Царицыно слишком труднодоступно.

Дом-музей в Филях

— В Москве ведь есть еще один музей, основанный вашими силами еще в 2001 году. Это мемориальный дом-музей князей Лобановых-Ростовских в «Городе мастеров» (Фили). Расскажите о нем немного.

— Это небольшой музей, который рассказывает историю России через историю моей семьи. Ведь Лобановы-Ростовские — фамилия Рюриковичей, которая существует с XV века, срез получается показательный. Здесь три зала — в первом семейные портреты, книги и реликвии, гравюры с видами столиц, старинные карты. В центральном зале — портретные гравюры Романовых и изображения великих полководцев. Третий зал посвящен мне и моим ближайшим родственникам, моей коллекции. Но увы, боюсь мне скоро придется эвакуировать музей. В парке Фили новое руководство, все меняется, собираются сносить «Город мастеров», в одном из домиков которого мы и находимся. А жаль, тут был хороший культурный центр, по соседству были кружки для детей, они занимались гончарным ремеслом, резьбой по дереву. Непонятно, почему эти здания не используются? Сюда вложено столько денег, есть открытый театр, конференц-центр, гостиница с рестораном...

— Общались ли вы с новым руководством столицы?

— Да, общался. Месяцев 6 тому назад я вручил лично мэру Собянину письмо на эту тему. Я не получил никакого ответа. Вслед за газетной статьей, указывающей на то, что «Город мастеров» будет снесен, я написал Сергею Капкову – послал электронное письмо, а также заказное из Лондона, с распиской, что оно было выслано. Но лично с Капковым я никогда не разговаривал.

— Каковы ваши дальнейшие просветительские планы?

— Мой отец в 1948 году в Болгарии был похищен органами и расстрелян. Разобрать и изучить касающиеся этого документы (мне открыли архивы) —  ближайшая задача. Еще осталось опубликовать англоязычный каталог-резонне коллекции: это право по договору с фондом «Константиновский» за мной оставлено. Таковы мои планы на ближайшее будущее. Посмотрим, что еще удастся осуществить.

Беседовала Софья Пономарева.

Иллюстрации:

1. Эскиз костюма к балету «Нарцисс», Леон Бакст (1911)
2. Эскиз костюма к балету «Литургия», Наталья Гончарова (1916)
3. Н.Д. Лобанов-Ростовский (предоставлено Н.Д. Лобановым-Ростовским)
4. Дом-музей Лобановых-Ростовских в Филях
(предоставлено Н.Д. Лобановым-Ростовским)


ПРИЛОЖЕНИЕ

Премьер-министру РФ В.В. Путину

Глубокоуважаемый г-н Премьер-министр,

Обращаюсь к Вам по вопросу, который весьма важен для новой России и ныне формирующегося поколения ее граждан.
Речь идет о создании Национальной портретной галереи России в Москве. Подобные музеи давно существуют в значимых столицах мира. Россия же с ее сложной судьбой и исторически недавними попытками переписать ее историю особенно нуждается в создании института объективной оценки прошлого, она сможет показать современному зрителю во всей полноте непрерывность исторчиеского процесса в России до сегодняшнего дня.

Ссылаюсь на слова основателя Лондонской национальной портретной галереи — шотландского историка Томаса Карлейля: «Любой портрет природой своей как бы превосходит полдюжины "биографий"... Я вижу портрет, как горящую свечу, при свете которой нужно читать эти биографии. Тем самым достигается человеческое их понимание».

Реалистическое изображение, будь то портрет, или скульптура, как правило, не лжет, в отличие от печатного слова. Вне зависимости от объекта изображения — героя или злодея, портрет дает возможность зрителю установить некоторое личное отношение к определенному периоду жизни страны, найти новое измерение в понимании происходившего. Это особенно важно в сегодняшней России, где критерии оценки прошлого и настоящего запутаны. Думаю, что благородная задача создания Национальной портретной галереи России, в значительной мере облегчила бы поиски гражданами России понимания места и значения великой страны и представителей ее народов в ее прошлом и настоящем. Эта идея нашла достаточно широкий отклик среди зарубежной диаспоры и была поддержана Международным советом российских соотечественников.

При принятии Вами положительного решения по этому вопросу, предлагаю свои услуги по нахождению и передаче в Галерею портретов и скульптур лиц, имеющих прямое отношени к истории страны, но в силу определенных причин находящихся за рубежом.

С уважением,
Н. Дм. Лобанов-Ростовский
4 марта 2009 года

* * *

Президенту Российской Федерации Медведеву, Дмитрию Анатольевичу

Глубокоуважаемый г-н Президент,

Обращаюсь к Вам с просьбой решить создание «Национальной портретной галереи» в Москве вслед за нашим разговором 4-го ноября. Подобные музеи давно существуют в значимых столицах мира. Россия же с её сложной судьбой и исторически недавними попытками переписать свою историю, особенно нуждается в создании института объективной оценки прошлого. Галерея сможет показать современному зрителю во всей полноте непрерывность исторического процесса в России до сегодняшнего дня.

Ссылаюсь на слова основателя Лондонской национальной портретной галереи — шотландского историка Томаса Карлайля: «Любой портрет природой своей как бы превосходит полдюжины "биографий"… Я вижу портрет, как горящую свечу, при свете которой нужно читать эти биографии. Тем самым достигается человеческое их понимание».

Создание Национальной портретной галереи в значительной мере облегчила бы поиски граждан России понимания места и значения великой страны и представителей её народов в её прошлом и настоящем. Эта идея нашла достаточно широкий отклик среди зарубежной диаспоры и была поддержана «Международным советом российских соотечественников».

При принятии Вами положительного решения по этому вопросу, предлагаю свои услуги по нахождению и передаче в Галерею портретов и скульптур лиц, имеющих прямое отношение к истории страны, но в силу определённых причин, очутившихся за рубежом. А также и в поиске первоначального временного помещения и частичное спонсорство с моей стороны.

В понедельник 9-го ноября дарю Российскому посольству в Париже портрет Александра III, который принимал там Наполеона III. Это вслед за даром портрета Александра II, который указал Горчакову купить дом на 79 rue de Grenelle.

Мое обращение по поводу галереи к премьер-министру от 25 февраля 2009 г. было передано в Министерство культуры, где оно и застряло.

С уважением,
Н. Дм. Лобанов-Ростовский
7 ноября 2009 г.