Стэнли Кубрика как режиссера знают все, но Кубрика-фотографа – совсем немногие. Снимки будущего классика кино, рассказывающие, как юношеский роман с фотографией перерос в любовь всей жизни – с кинематографом, показывает Мультимедиа Арт Музей.

Самый авангардный из классиков и самый классический из авангардистов кинорежиссер Стэнли Кубрик, кроме кино, имел еще два увлечения, которые освоил с не меньшей маниакальностью. И шахматами, и фотографией он увлекся еще в школьные годы. В шахматы Кубрик играл всю жизнь – в том числе на съемочной площадке, во время перерывов, пока монтировали декорации и ставили свет. Фотографию же ему пришлось забросить в 23 года. Юношеское увлечение было недолгим, но плодотворным. В 1952 году журнал Look, раскрывший Кубрика как фотографа, передал в архивы около 12 тысяч негативов. Это составило только 10% того, что нащелкал затвором двадцатилетний юниор.

Кубрик был типичным парнем из Бронкса – задиристый умник, не слишком образованный, но упертый. Поэтому, когда 13-летнему подростку отец купил фотокамеру Grafl ex, тот отправился не в кружок юных оптиков, а прямиком на улицы родного Нью-Йорка. Дилетантизм с лихвой окупился азартом, тем более что денег на новое хобби уходило немного. Отец Стэнли, сам заядлый фотолюбитель, построил дома маленькую студию с проявочной, метрами пленки и прочей атрибутикой.

Школу, в которой, по воспоминаниям Кубрика, ему было попросту неинтересно, он использовал с единственной целью: став фотографом стенгазеты, получил легальное право пропускать занятия. Темы для репортажей Кубрик выбирал всегда на злобу дня. Впрочем, в каждой из них он всякий раз находил что-то личное.

Это случилось весной 1945 года, в день кончины Франклина Рузвельта. Смерть президента оплакивали целой страной. Кубрик, как и остальные соотечественники, вышел на улицу. Траурный день для Штатов стал своего рода триумфом одного парня с фотоаппаратом. На его самой знаменитой фотографии того времени – продавец прессы, который, едва ли не плача от горя, продает газеты с заголовком о смерти 32-го президента США. Этот в меру циничный сюжет Кубрик продал журналу Look, который расходился преимущественно благодаря фотографиям из жизни города и его обитателей. Дело было даже не в том, что солидный журнал купил и стал заказывать впредь фотографии у нахального самоучки. А в том, что Кубрику на тот момент было всего 17. Через год Look взял его в штат.

Самой любимой темой будущего режиссера стал Нью-Йорк – он дышал с этим городом в унисон, ловя каждый хрип, всхлип и вопль. Чаще всего на фотографиях – отчасти документальных, отчасти постановочных – люди, окруженные небоскребами. Одной из самых известных ныне считается серия с белобрысым чистильщиком обуви, буквально задавленным ногами прохожих, проезжающими машинами и нависающими громадами из железобетона.

Еще одна тема Кубрика – мрачноватые типы в шляпах и пальто. Одни мимо камеры целились из пистолетов, другие смотрели в объектив так, будто пистолет у них был в кармане – заряжен и спущен с предохранителя. Это увлечение Кубрик пережил только к середине 1950-х, сняв к тому моменту два практически образцовых нуара – «Поцелуй убийцы» и «Убийство».

Однажды Look заказал Кубрику серию репортажей с поединков боксера Уолтера Картье. Работа была сделана, снимки опубликованы. Но у фотографа появилась жажда чего-то большего – Кубрик влюбился не столько в спорт, сколько в движение как таковое. На фотоаппарат его можно было лишь покадрово запечатлеть, но не воссоздать.

1951-й можно считать датой, когда с фотографией было покончено. В 23 года Кубрик променял ее на кино. В том же году вместе с Картье в главной роли он снял свою первую документальную короткометражку и продал ее на телевидение. «День боя» рассказывал о напряжении боксера перед схваткой и безжалостности самой схватки. Хотя съемки аналогичных короткометражек отнимали больше сил и денег, чем приносили, любовь к кинематографу только росла. Дальше уже начинается другая, куда более известная история про десяток лент, сделавших революцию в послевоенном кино. Впрочем, с фотографией Кубрик рвал только официально. После смерти режиссера, в 2008 году его семья обнародовала содержимое сотен коробок, которые пылились в доме последние 40 лет. Из них, помимо газетных вырезок, ворохом высыпались фотографии. Все это было про собственные фильмы – снимки кастингов, декораций, съемочной площадки, которые Кубрик делал самостоятельно. Только так он смог примирить в себе любовь к фотои кинопленке.

Увидеть фотографии 20-летнего Стэнли Кубрика можно будет в Мультимедиа Арт Музее. Впервые в Москве представят около 200 снимков, созданных им в 1940-е годы для журнала Look. В рамках выставки также пройдет встреча с исследователем творчества Кубрика и куратором экспозиции Райнером Корне (16 ноября в 19.00). Кроме того, в дни выставки в кинозале МАММ пройдут показы самых знаменитых фильмов Стэнли Кубрика.