12 октября в Пушкинском музее открывается выставка Анни Лейбовиц «Жизнь фотографа. 1990–2005», повествующая о 15 годах из жизни художника в зените славы.


Анни Лейбовиц снимает звезд для рекламной кампании Диснейленда – превращает их в героев мультфильмов. Ведьму Урсулу из «Русалочки» играет – известная американская рэперша.

40 лет из своих 60 Анни Лейбовиц снимает знаменитостей. затянувшийся косяком, обнаженный , Билл Клинтон, празднующий новоселье в Белом доме, живот на последнем месяце беременности – все это мы увидели благодаря ей. Уже давно Лейбовиц и сама – большая знаменитость, живой классик фотопортрета, а от человека в таком статусе все ждут мемуаров. Но ее слова – это образы.

6 лет назад она издала книгу «Жизнь фотографа 1990–2005», в которую вошли не только снимки, давшие миллионные тиражи лучшим журналам, но и фотографии, повествующие о семье и любви Анни Лейбовиц.

«Почти никто из фотографов не знает, как разговаривать с людьми. Фотографы очень стеснительны. Иногда мы сидим в студии, и никто ничего не говорит. Стоит полнейшая тишина. Это сводит меня с ума».

В альбоме 470 фотографий. Для выставки в Пушкинском музее отобрали 200. Конечно, проект о Лейбовиц – не эксклюзивный, выставка добралась к нам через 6 лет после премьеры. Где только она ни побывала: и в Нью-Йорке, и в Лондоне, и в Париже, даже в Питере 4 года назад выставлялась... Но что такое 6 лет для первоклассных снимков?!

В экспозиции – три главные темы. Есть глянцевая часть, повествующая о Голливуде и современной журнальной культуре, – другими словами, работа Лейбовиц. Есть личная история – именно в это пятнадцатилетие Анни впервые стала матерью и обрела (по российским меркам в довольно преклонном возрасте, ей было за 50) настоящую семью. Третья линия – отношения с возлюбленной, выдающейся писательницей Сьюзан Зонтаг, с которой Анни была очень близка вплоть до смерти Сьюзан в 2004-м.


Брэд Питт, 1994, Лас-Вегас. Из альбома «Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа. 1990–2005»

Лейбовиц есть что рассказать и о жизни, и об искусстве. Ей удается совмещать статус одного из самых успешных коммерческих фотографов с репутацией тонкого, очень психологичного художника. Тут остается лишь вспомнить эпоху Ренессанса и Медичи, когда великие произведения искусства создавались по заказу. Правда, в случае с Лейбовиц придирчивым коллекционером выступает издательский дом, главная цель которого – продавать образы и вещи. И здесь, разумеется, художнику приходится подчас идти на компромисс. Лейбовиц признается, что не любит снимать обложки, которые, по сути, являются не фотографией, а рекламой. Да, она вынуждена делать их, но основная ее работа – внутри журнала.

«Многие очень хорошие актеры чувствуют себя неловко, когда их фотографируют. Таковы, например, Мэрил Стрип и Роберт де Ниро. Они ненавидят, когда их заставляют стоять на одном месте и не двигаться. Им привычнее изображать какой-то характер. Когда я фотографировала Мэрил Стрип, это стало для меня проблемой. Я видела, что она несчастна из-за съемки. И я тогда сказала ей: «А что, если мы покрасим лицо в белый цвет?» И она была очень рада, так как смогла на фотографии сыграть роль мима».

Профессионалы любого дела часто рассказывают о том, что попали в свою сферу случайно.  То же произошло и с Лейбовиц. Ее тогдашний бойфренд буквально приволок Анни в редакцию журнала Rolling Stone, который был в то время практически подпольным листком рок-н-ролльной культуры в Сан-Франциско. Конечно, вся эта история похожа на женское кокетство, поскольку в руках Лейбовиц держала целый чемодан фотографий, надо думать, тоже сделанных «случайно». За 13 лет работы она стала звездой репортажа и настоящим лицом рок-н-ролла. Ее наставником и коллегой был Хантер Томпсон – автор «Страха и отвращения в Лас-Вегасе», а друзьями – весь цвет британского и американского рока.


, 2003. Из альбома «Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа. 1990–2005»

Итогом работы в таком окружении стала всемирная известность и тяжелая наркотическая зависимость, от которой, впрочем, Анни навсегда избавилась еще в 1983-м. Надо сказать, что последним, кто снимал Джона Леннона, оказалась именно она. Через 4 часа после окончания знаменитой «голой» фотосессии с Ленноном и Оно, которую сделала Лейбовиц, музыкант был убит.

«Когда вы молодой фотограф, камера для вас – как лицензия. Она дает право везде ходить и делать что угодно. Помню, как я ходила по причалу в Сан-Франциско и упрашивала рыбаков, чтобы они взяли меня на свои лодки. Я бы никогда этого не сделала без камеры».

А потом в карьере Лейбовиц началась эпоха Vanity Fair. Когда Анни переходила в «коммерческий» журнал, она очень рисковала, ведь ее отождествляли с миром рок-н-ролла, а здесь – чистый глянец. Однако это был совершенно другой масштаб. Ее запросы росли с каждым днем.

Пожар, дождь, машины, самолеты, цирковые животные – теперь для съемок она получает все, что хочет. Но, несмотря на фантастический успех, в ее работах по-прежнему есть и те неуловимые пульсации, которые принесли известность ее репортажам, и внимание к деталям, сделавшее знаменитыми ее портреты. Иногда стиль Лейбовиц глубоко связан с личностью, а иногда это просто глянец, но это всегда – очень стильный глянец.