Культура внутри транспортных средств: исследование Москвы от VashDosug.ru.

Пытаясь приблизить искусство ближе к людям, устроители выставок не просто выводят его на улицу — например, в парки. Некоторые идут еще дальше, и создают выставочные площадки на колесах. Некоторые из таких «галерей» действительно ездят, другие стоят на вечном приколе; иногда картины являются просто украшением практичной металлической стены, в других случаях металлическая стена сама превращается в художественный объект, дополняющий впечатление от произведения искусства.

Трамваи

На улицах Москвы этот общественный транспорт появился первым после повозок на конной тяге, успев войти в городские легенды и литературу. Главный текст, конечно — «Мастер и Маргарита».  Любителям окунуться в атмосферу главного оккультного романа ХХ века пригодится Булгаковский «Трамвай 302-бис», который существует под эгидой музея Булгаковский дом. Несколько раз в неделю он отправляется по литературному маршруту в центре Москвы. Несколько вечеров в месяц он становится обиталищем оживших экспонатов — актеры музейного Театра «Бу...» разыгрывают здесь сцены из романов Булгакова. Второй знаменитый московский трамвай — «Аннушка» (от литеры «А», названия маршрута).  Это экскурсионный трамвай, обитающий в районе Чистых прудов — помимо экскурсий по Москве (3-часовая; 5-часовая) он обеспечивает своим гостям пищу телесную: внутри работает трактир.


Метрополитен

Московский метрополитен, и без того — «самый красивый в мире», пусть и по образцу 1950-х. Однако он старается не отставать от современных веяний. Например, тесно дружит с Центром фотографии им. братьев Люмьер, и когда в этой галерее на Красном Октябре проходят какие-нибудь любопытные выставки, вагоны и стены подземки украшаются крупными плакатами с самыми удачными кадрами. В этом месяце это —  «Московские истории. ХХ век». Кроме этого, под Москвой курсируют особо украшенные поезда, посвященные советским иллюстраторам детских книг. Недавно в вагонах также показывали акварельные работы Школы Сергея Андрияки и репродукции картин из Русского музея.


Паровозы

Старинные поезда со временем сами превращаются в исторический экспонат. Их могут поставить для сохранности в депо, либо же — пустить по рельсам. В Москве есть несколько фирм, благодаря которым можно совершить экскурсию в старинном вагоне с историческим интерьером, причем по таком маршруту, который позволит увидеть столицу с незнакомой стороны. Особое удовольствие — хорошенько закусить во время такой поездки под присмотром внимательного официанта. Маршруты бывают разные — по Москве, по Подмосковью, и даже многочасовые в другие города. Недавно «Ваш досуг» посвятил этому виду развлечений отдельную статью.


Корабли

Подводная лодка «Новосибирский комсомолец», спущенная на воду в 1981 году, с 2006 года стала музеем истории Военно-морского флота. Она стоит в водах Химкинского водохранилища в Тушинском парке. Помимо дизельной подлодки здесь же находится Боевой морской транспортно-десантный экраноплан «Орленок» — симбиоз корабля и самолета, намного более сложный, чем гидроплан, и десантно-штурмовой катер на воздушной подушке. Посещение музея возможно, увы, лишь в составе экскурсии, зато можно побродить в отсеках подлодки представить, как жили здесь члены экипажа.

 


Аэропланы

Если представители ВМФ старались внутри своего передвижного музея оставить все, как было, то владельцы списанного ЯК-42, который стоит на ВВЦ, кардинально поменяли концепцию. Теперь это галерея современного искусства и фотографии, предсказуемо называющаяся «Самолет». Металлические конструкции стен, которые раньше защищали пассажиров от холодного неба, теперь стали полкруглыми сводами, на которых весьма любопытно смотрятся фотопроекты и инсталляции молодых художников.