В ГМИИ имени Пушкина открылась одна из самых роскошных выставок сезона — «Dior: под знаком искусства».


Cлева: Пальто Sazurka-San 2007 года. Справа: Кацусика Хокусай (1770–1849). Ксилография «Большая волна в Канагаве». 1823–31 гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Главная идея выставки с невероятным для наших музеев дизайном – показать связь моды, созданной под маркой Кристиана Диора, с великими творениями искусства. Так, волны с гравюр японского художника начала XIX века перетекли на пальто Sazurka-san 2007 года.



Слева: Джованни Болдини. Портрет мадам Шарли Макс. 1896 г. Музей Орсе. Париж. Справа: платье Madeleine.

Диор в свое время открыл галерею, где выставлял модернистскую живопись. Воспоминания о «Прекрасной эпохе» – начале ХХ века – питали его воображение. Мать кутюрье – элегантная Мадлен Диор, – одевавшаяся как героини итальянца Болдини, станет для него первой музой. Образами модерна навеяно одно из лучших платьев модного дома – Madeleine.



Амедео Модильяни. «Лежащая обнаженная». 1917 г. Коллекция Аньелли, Турин.

Особый раздел выставки показывает страсть Диора к силуэтам. Его платья развивают традиции классического и авангардного преображения женского тела. Сам Диор в 1940-е писал: «сегодняшняя мода работает со всей женской фигурой, создавая общую линию – от туфель до шляпы. Силуэт – это единое целое».



Слева: Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Марии-Антуанетты. XVIII в. Версаль, Национальный музей.  Справа: платье Palmyre.

Одним из классических стилей дома Dior является «галантный стиль» XVIII столетия. В работах Диора отражается любовь к пышным туалетам со множеством складок и невероятным сочетанием цветов. Особенно кутюрье почитал Версаль с его парковой и театральной культурой. В платье Palmyre 1952 года сполна отразился дворцовый, имперский вкус модельера.



Слева: платье Eden. Справа: Марк Куинн. «Итальянский пейзаж». 2000 г. Галерея Wite Cube. Лондон.

Одной из главных тем в творчестве Диора является мотив сада. Он передался и другим художникам его дома. Так, молодой Джанфранко Ферре создал в 1992 году платье Eden, словно сошедшее с итальянских пейзажей Марка Куинна. Модель превращена здесь в соцветие и кажется творением гениального флориста.

«Сад охранял мое детство», – так Кристиан Диор говорил о саде на вилле Les Rhumbs в Гранвиле, где он вырос. Его мать Мадлен страстно любила цветы. Кристиан пошел по ее стопам, восхищаясь формами растений, их окраской. Его мир – это мир «Сада» Ренуара или «Лета в Нормандии» Ван Гога (обе картины есть на выставке). Более пятидесяти моделей, созданных с 1947 по 1957 год, получили названия разных сортов роз.