Для тех, кто предпочитает классическую академическую живопись России XVIII-XIX веков и не гонится за суетностью современного искусства, VashDosug.ru рассказывает о выставках подобного жанра, которые проходят сейчас в Москве.

«Западноевропейская и русская живопись XVI–XX веков из собрания Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки»

С 22 апреля до 26 июня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи проходит выставка из цикла «Золотая карта России»:  из региональных музеев привозят на гастроли в столицу лучшее. В этот раз на очереди Курский музей им. А. Дейнеки. Вообще, этот музей обычно хвастается полотнами курского уроженца, в честь которого назван, но на этот раз в Москве можно увидеть только дореволюционные работы. Большинство из них до национализации находилось в дворянских имениях Барятинских, Нелидовых, Шварцев и Ребиндеров.

Выставка вышла небольшая, и особенных шедевров здесь не найти. Однако чрезвычайно милы портреты: «Императрица Елизавета Алексеевна» кисти Виже-Лебрен и ее невестка «Великая княжна Александра Павловна» работы Боровиковского – обе в классической привычной иконографии, но так приятно взглянуть на эти полотна не в репродукциях! Здесь же Тропинин и редкое изображение Петра II, а также несколько картин периода итальянского Ренессанса. 

Есть и раздел, посвященный русским художникам Серебряного века. Здесь есть на что взглянуть: Иван Мошков, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Александр Осьмеркин и Виктор Борисов-Мусатов. Неожиданный Кустодиев – его «Девочка с цветами» больше напоминает Серебрякову своей сдержанной интонацией, не похожей на привычные темы и настроения художника. Это приятное открытие завершает выставку.


«И мира звук в ответ мечу гремел»

До 8 мая в Государственном Историческом музее проходит выставка, которую любителям эпохи надо постетить обязательно. От мероприятия, которое названо по стихотворной строчке (в этом случае – из  Шевырева, издателя журнала «Москвитянин») обычно не ждешь ничего занимательного, тем отрадней в данном случае сюрприз.

Это частное собрание четы Подстаницких. Картин, акварелей, гравюр, миниатюр здесь очень много – в зал явно влезло не все, и многое осталось невыставленным. Даже просто перечислять имена этих художников и скульпторов, создателей портретной галереи русской аристократии доставляет удовольствие. Начнем с Христинека и Марии Калло (автора головы «Медного всадника»), затем вспомним Левицкого, Тропинина, П.Ф. Соколова, А. Соколова и В. Гау,  придворных императорских портретистов, в том числе Крюгера и Доу...  

Уникальное парадное изображение редко портретируемого персонажа: «Портрет герцога Карла Фридриха Шлезвиг-Голштейн-Готтропского» работы Давида фон Крафта. Когда понимаешь, что этот стройный напудренный немец в желто-голубом мундире – отец нашего Петра III, начинаешь вглядываться в его лицо с особенным вниманием. Владельцы продолжают пополнять коллекцию: в витринах миниатюр много эмалей, купленных на европейских аукционах в последние годы. Портреты Нарышкиных, Строгановых  и других благородных фамилий возвращаются на историческую родину – большая благодарность Подстаницким за возможность увидеть их богатую коллекцию.


«Музейные редкости Калуги»

14 апреля в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке открылась еще одна гастрольная областная выставка. Свои коллекции напоказ выставляет Калужский областной краеведческий музей. Если Третьяковка привезла из Курска только живопись, то в этих залах еще и обилие декоративно-прикладного искусства – фарфоровые статуэтки, столовые сервизы, коллекционное оружие из дворянских усадеб (в т.ч. диковиная сабля-револьвер и именная шпага Дмитрия Гончарова, брата Натали Пушкиной), литургическое серебро, восточная экзотика и уникальное собрание народного костюма и рукоделия.

Многие экспонаты происходят из дворянских имений Калужской губернии – графов Деляновых, Бахметьевых, Кашкиных, Горчаковых, Гончаровы; а также калужских купцов Фалеевых, Антипиных, Торубаевых. Помимо дворянского портрета здесь можно увидеть провинциальный купеческий и по-милому неправильные портреты церковных иерархов.

 


Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Хотя это не выставка, а постоянная экспозиция, она отличается настоящей новизной. Дело в том, что только этой весной музей открылся после 9-летнего ремонта. Крохотный купеческий особнячок в Замоскворечье отреставрировали по высшему разряду. Квадратных метров, впрочем, не прибавилось: здесь также тесновато, вернее, по-московскому уютно.

После почти дестятилетних каникул на стенах вновь появились полотна работы Тропинина, Каравака, Антропова, Рокотова. В особом зале с чуть приглушенным освещением – акварели Соколова и его современников-портретистов, а также шкаф с миниатюрами.

Целое поколение детей выросло без Музея Тропинина, а жаль – ведь это удивительное место позволяет не только взглянуть на живопись, но и наяву представить себе жилищные условия русских дворян позапрошлых веков. Как круты были лестницы? Большие ли были комнаты?

 

См. также: