Фестиваль «Мода и стиль фотографии» делает ставку на звезд. На суперзвезд. Свидетельство тому — выставка «Марлен Дитрих. Посвящение Люсьена Клерга», где встретились сразу две знаменитости.

В названии новой выставки в Доме фотографии – сразу два легендарных имени. – здесь все понятно, звезда супермасштаба. И Люсьен Клерг – виднейший французский фотограф, друг Пикассо (художник называл его «Клодом Моне от фотографии») и утонченный коллекционер.

Всю жизнь Клерг не только снимает (и даже стал первым в мире фотографом, которого приняли во французскую Академию изящных искусств), но и собирает фотографии. Самый интересный раздел в его архиве – снимки знаменитостей.

С Марлен Дитрих Клерг не был знаком лично. И коллекция ее фотографий (кстати, уникальная) появилась у него случайно. Дело было так. В начале 80-х у Клерга был агент – Питер Рива, родной внук Марлен. Когда однажды Клерг приехал в Нью-Йорк, Рива предложил ему пожить в квартире бабушки на Манхэттене. На тот момент Марлен было около 80, она больше не показывалась на публике и жила затворницей в Париже, поддерживая связь с миром по телефону и еле-еле сводя концы с концами. Есть свидетельства, что расходы на жилье кинозвезды оплачивал муниципалитет – Дитрих считалась малоимущей.

И вот пока бывшая звезда нищенствует в Париже, Клерг и Рива обнаруживают в шкафах ее квартиры на Пятой авеню забытый фотоархив: негативы, экта хромы и карточки. Находка невероятно ценная, если учесть, что Марлен хранила только те снимки, которыми очень дорожила. Внук кинозвезды, то ли от щедрости, то ли в счет отчислений, которые агент платит фотографу, весь  архив дарит Люсьену. Вот этот архив и показывают на Остоженке.

Уникальность выставки в том, что ни один из представленных тут снимков не был напечатан: ни в журналах, ни на афишах, ни на открытках. Здесь есть фотографии неизвестных авторов, представляющие канонический образ Марлен – роковая красотка с томным взглядом и обязательной сигаретой в руках. А есть  кадры, сделанные влиятельнейшими фотографами ХХ века – Ирвином Пенном и Эдвардом Штайхеном.

Во время фотосессий кинодива вела себя как диктатор: командовала, куда ставить свет (обязательно сверху вниз, почти вертикально), давала указания фотографам. А ведь с ней работали легенды!

Дитрих прилагала огромные усилия, чтобы удержать образ роковой женщины. Ведь от природы она была полненькой простушкой. Femme fatale из нее сделал режиссер . Для съемок в фильме «Голубой ангел» он приподнял ей наискосок брови, осветил скулы, выделил губы яркой помадой. С помощью тени сделал ее широкий нос аристократическим. Декадентские впалые щеки у Марлен появились после того, как она по совету Штернберга удалила несколько зубов. Понятно, что, потратив столько усилий на создание идеальной внешности, Марлен боялась фоторазоблачения. Конечно, московская выставка на особые сенсации не претендует, но кое-какие тайны Марлен она все же раскроет. Ведь в шкафах, как все знают, хранятся главные секреты.