Фотоконкурс The Best of Russia подводит итоги 2010 года. Пять номинаций, 365 фотографий — один год из жизни России. Как обычно, на «Винзаводе».


Ольга Мищенко, «Девушка-хамелеон», г. Москва. 24-летняя фотохудожница создала целую серию снимков, на которых девушки сливаются со стенами

Профессионалы высокого класса пренебрегают этим «народным» конкурсом, который предъявляет к участникам самые элементарные требования и даже лояльно относится к использованию фотошопа. С другой стороны, это лучшее место для дебютантов: проект-то задумывался как площадка для молодых талантов со всей России.

Концепция фотоконкурса проста: организаторы стремятся показать жизнь страны глазами тех, кто работает, учится, любит, стоит в очередях. Всего 365 снимков – по количеству дней в году. Завсегдатаям модного «Винзавода» будет полезно узнать, а что там, за МКАДом. Судя по блогам, многим уже не терпится увидеть «искусство пролетариата» – именно так The Best of Russia окрестила «богема».


Павел Астрахов, «Перелом», г. Калуга. Фотограф делает философские черно-белые серии об одиночестве, стариках и деревне. Иногда, правда, он снимает просто ярко-рыжих котов

Одно из самых заметных событий в истории конкурса случилось год назад. Выставку финалистов посетил президент Медведев, который, как известно, сам заядлый фотолюбитель. Конечно, это мгновенно сказалось на популярности проекта. Посмотреть экспозицию тогда пришло более 70 000 человек. Такими цифрами не всегда могут похвастаться Пушкинский или Третьяковка. Некоторые иронизировали – мол, на «Винзаводе» показали ту Россию, которую себе представляют в Кремле: котята, дети, идиллические пейзажи, радостные пенсионеры. Действительно, за «Лучшими фотографиями» водится этот грешок. Жюри, по-видимому, стремится сглаживать острые социально-политические углы.

В конкурсе уже традиционно пять номинаций: архитектура, природа, люди, повседневная жизнь, стиль. В этом году для участия в проекте The Best of Russia поступило 26 508 заявок. Все снимки выложены на официальном сайте thebestofrussia.ru и доступны для комментирования. Правда, в конкурсе не предусмотрен приз зрительских симпатий. Тем не менее туда стоит заглянуть хотя бы для того, чтобы убедиться: в финал может попасть практически любая вменяемая фотография.


Жанна Бобракова, «Зайцы», г. Брянск. Помимо близнецов, Жанна снимает гастарбайтеров, пенсионеров, чукотских двочек и пермских алкоголиков

Что только не присылают граждане! Кажется, есть даже фотографии, сделанные на телефон. Еще есть свадебные фото, а также любимые девушки, жены, сыновья, бабушки – все хотят быть The Best of Russia. Названия незатейливы: «Девушка, смотрящая в объектив на фоне электрички», «Аттракцион в парке», «Первомайская демонстрация». Некоторые участники, возможно, даже рассчитывают на романтическое знакомство! Как, например, Юля из города Цивильска, которая в описании к своему снимку разве что номер мобильного не оставила.

Меж тем даже среди победителей, а их 365, попадается немало трэша. Глядя на некоторые снимки, не можешь понять, как все это могло пройти отбор жюри, в составе которого редакторы журналов и профессиональные фотографы. Речь идет о композиционных и смысловых шаблонах, коих здесь предостаточно.

И все же среди бесконечной череды заснеженных лесов, умилительных детей, стариков и животных встречаются по-настоящему крутые снимки: репортажные фото о несанкционированной акции День гнева в Москве, о летних пожарах и спасении собак в Новосибирске. Это лишний раз подтверждает мысль, что захватывающие кадры на дороге не валяются, их нужно достать, приложив немало труда. А нередко даже рискуя жизнью.

Однозначно можно сказать, что в этом году градус гламура на конкурсе The Best of Russia резко снизился. Даже звезда фэшн-съемки Федор Маркушевич (стоит отметить, что организаторы все же приглашают именитых фотографов для поднятия статуса мероприятия) в качестве антуража использует мусорные мешки и старые коробки. Номинация «Стиль» стала выглядеть менее нелепой и пестрой. Глянцевые фотографы с большей фантазией стали подходить к созданию образов – на первый план теперь выходит не одежда, а характер. И это радует.