В новом здании Московского Дома Фотографии на Остоженке – четыре свежие экспозиции. Особый интерес представляют выставки двух классиков – французского Эжена Деслоу и советского Георгия Петрусова.

Эжен Деслоу: человек-фейерверк


Выставка из фондов Центра Помпиду «Электрические ночи» названа в честь одноименного фильма Эжена Деслоу, снятого в 1928 году. Об этом человеке известно три вещи. Во-первых, его настоящее имя Евгений Славченко, по происхождению он украинец. Во-вторых, он был невероятно упертым: чтобы оплатить режиссерское образование в Сорбонне, вкалывал подсобным рабочим на заводе Reno, рисовал карикатуры в газетах, писал колонки кинокритики. Наконец, Эжена Деслоу числят среди основателей европейского авангардного кино. Один из его киноэкспериментов – 13-минутный черно-белый немой фильм «Электрические ночи» – и стал центральным экспонатом нынешней выставки в Доме фотографии.

На пленке – ночные улицы Парижа, Лондона, Праги, Берлина. Эжену Деслоу они кажутся похожими на фейерверк: вспыхивают люминисцентные вывески, прорезают темноту автомобильные фары, приглушенно мерцают окна жилых домов. Кинообозреватели в восхищении называли «Электрические ночи» симфонией и поэмой, а сам Деслоу говорил: «Ночь в современном городе, населенная сотнями танцующих огней, прекраснее, чем лицо самой красивой женщины».

Этот фильм – стержень, на который «нанизана» вся выставка, сделанная по принципу того же фейерверка, потока сменяющих друг друга впечатлений. Здесь есть французские гравюры, японские эстампы (с изображениями непременных фейерверков), фотографии Доры Маар и Андре Кертеса. Авангардистские фильмы Джона Кейла и Йоко Оно крутят на разноформатных экранах, развешенных на разной высоте. Чтобы их увидеть, то и дело приходится задирать голову – как это и происходит, когда наблюдаешь за фейерверком.

Георгий Петрусов: за кулисами эпохи


Классика советской фотографии Георгия Петрусова (1903 – 1971) часто сравнивают с художником Александром Дейнекой: та же неуемная творческая энергия, та же искренняя вера в миф о Советской стране.

Ретроспектива Петрусова в Доме фотографии построена по привычной схеме: все этапы творчества выдающегося мастера. От монументальных фоторепортажей с Магнитки до съемок у горящего Рейхстага. От портретов обедающих колхозников до балерин Большого театра.

Начинал Петрусов в журнале «СССР на стройке». Там сдружился с Родченко и пережил период увлечения конструктивизмом: Днепрогэс, снятая сверху, изгибается на его фотографиях, как радуга. Но рамки конструктивизма для него были узки. Петрусов примерил на себя множество манер. От экспрессионистов у него резко делящие кадр диагонали. От монументалистов – тяготение к крупному плану и неподдельный оптимизм.

Одна из самых любопытных серий Петрусова, вошедших в экспозицию МДФ, посвящена балету. Сегодня по его фотографиям сцена за сценой можно воссоздать все легендарные постановки Большого театра 40-х годов: «Красный мак», «Медный всадник», «Мирандолина». В эпоху, когда в советской фотографии главное место занимала идеология, Петрусов был чуть ли не единственным, кто, несмотря ни на что, позволял себе оставаться художником.


Сочетание французского и советского фотоискусства на одной площадке могло бы показаться спорным. Но на самом деле никакого противоречия нет. И буржуазный Париж, и советский балет – все это снимки одного периода. Жизнь России и Франции в 30–40-е годы – в такую атмосферу всегда интересно окунуться.

Параллельно с «Электрическими ночами» и «Ретроспективой» в Московском Доме Фотографии идут еще две выставки. Отдельный зал отведен под работы основателя нью-йоркского аукционного дома Phillips de Pury Симона де Пюри. А в зале по соседству можно посмотреть экспозицию «Фотоальбом Александра Будберга».