На московскую биеннале голландский художник Юп ван Лисхаут с соратниками привез две инсталляции - Город рабов и Cradle to Cradle, с которыми уже несколько лет успешно колесит по Европе.

Объединение двух этих произведений в одну выставку выглядит абсолютно органично. Ведь обе инсталляции овеяны одной этической идеей - скоро под жернова научно-технического прогресса попадет и само человечество. Об этом предупреждает и "Город рабов" - идеальный мегаполис, который в качестве самого дешевого и экологически чистого источника альтернативной энергии использует «хомо сапиенса». И Cradle to Cradle - этакая фабрика по утилизации людей. Кстати, и задворки «Города рабов», и производство по переработке человеческих останков разместились в пространстве одного зала. В обилии представленные здесь части тела выполнены со всеми анатомическими подробностями. Сделаны они, конечно, из пенопласта, но, по мнению автора, все равно могут напугать не на шутку. Поэтому пускают сюда только «совершеннолетних и лиц с устойчивой психикой». При входе даже повесили соответствующую табличку.

А вот разобраться, к какой инсталляции принадлежат те или иные экспонаты можно только по цвету трупов, в одном случае они – глянцево-черные, в другом - гипсово-белые. И то попадаются исключения из правил. Все эти горы трупов, по мнению голландского провокатора, должны шокировать общественность, но она скорее забавляется, разглядывая части плоти. Почти к каждому экспонату выстраивается очередь из желающих сфотографироваться на память.

Сам того не зная, голландец выполняет совсем другой "социальный заказ" продвинутых жителей российской столицы. Его полурасчлененные трупы - почти идеальные декорации для создания "оригинальных" аватар, которые наверняка гарантируют всплеск интереса к той или иной персоне в социальных сетях.

Тем, кто смутно догадывается, о чем шла речь в предыдущем абзаце, но все же жаждут получить удовольствие от одного из самых громких проектов III Московской биеннале современного искусства, лучше отправиться на фабрику по утилизации трупов с утра пораньше. А уже ближе к обеду переместиться в соседний зал, где представлена вторая часть антиутопии. То есть - сам "Город рабов" с его баром в форме прямой кишки, странного вида торговым центром, домом терпимости и другой инфраструктурой. Здесь, рассматривая забавные архитектурные дикости, можно бродить с комфортом хоть до самого вечера. Ведь добрая половина публики эту часть выставки все равно игнорирует. Видимо, ее смущает тот факт, что сюда пускают не только детей до шестнадцати, но и людей с неустойчивой психикой.