Центр современного искусства «Винзавод» готовится к новому сезону. Софья Троценко, руководитель этой цитадели трендов, рассказала о планах на ближайшие месяцы, новых выставках «Винзавода» и о себе самой.

Репутация у Софьи Троценко такая, что не подкопаешься. Примерная жена, двое детей, никаких тайных романов, порочащих связей и скандальных эскапад, которые в разумных пределах никогда еще не мешали светским львицам. К последним, впрочем, Софья себя не причисляет, хотя выходить в свет ее обязывает и должность, и статус жены «речного олигарха» Романа Троценко. Скажем прямо, руководитель «Винзавода» производит впечатление очень возвышенной натуры. Не столь возвышенной, как Анастасия Волочкова (с первого места в хит-параде «Страстное биение духа» балерину столкнуть еще никому не удавалось), но также весьма преуспевшей на ниве популяризации добродетелей.

«У меня свободного времени практически нет, поэтому весь свой досуг я провожу с семьей. Конечно, я слежу за арт-тусовкой, хожу на открытия и презентации. Разумеется, выбираю те, которые наиболее интересны. Ну, в первую очередь, стараюсь бывать на мероприятиях и выставках «Винзавода», у нас тут всегда кипит бурная художественная жизнь».

Центр современного искусства «Винзавод» в бывших производственных помещениях на Курской открылся три года назад. Над претворением в жизнь идеи масштабного арт-пространства, объединяющего в себе множество галерей, работала целая команда, однако Софья также не сидела сложа руки. Профессиональную арт-публику поразили тогда дипломатичность, смелость и хороший вкус новоиспеченной «топ-менеджерицы» от искусства. Однако скоро у Троценко появились конкуренты: в тучные годы экономического подъема для женщин буржуазного круга заниматься артом, дизайном и другим непыльным трудом, связанным с эстетическим воспитанием масс, стало хорошим тоном. Что она, интересно, думает о «соперницах»?

«Вы, конечно же, намекаете на «Гараж» и «Красный Октябрь»? Чего уж там, мне очень часто задают этот вопрос! Так вот, я не считаю их конкурентами по нескольким причинам. Если посмотреть на нашу программу, то будет ясно, что направления деятельности у нас разные. Они в основном делают упор на хорошее западное искусство (и у них очень высокого уровня проекты), мы же акцентируем на наших отечественных художниках, среди которых тоже немало профессионалов высокого класса».

Тем не менее, отношения между площадками нередко приобретают особый накал. Вот, например, незадолго до ночи музеев в интернете появились занятные ролики Третьяковки на Крымском Валу, где маргинального вида персонажи, не чуждые старой русской привычке крепко выпить, рассказывали о намерении провести эту ночь на выставках «Винзавода». Что же это было? Неужели черный пиар?

«Мы посмеялись тогда от души. Повторюсь, что мы их не считаем конкурентами, а то, что они нас считают таковыми – так это даже льстит. Кстати, меньше посетителей после этих роликов у нас не стало».

Типичные посетители арт-центра «Винзавод» - это те, кого в современной культуре принято называть хипстерами. Молодые и активные люди от 16 до 30 лет, не пропускающие ни одного нового гаджета или события. И если академическим музеям для поддержания зрительского потока достаточно применить свой коронный маркетинговый ход – льготный билет для пенсионеров, то сохранить внимание такой избалованной публики гораздо сложнее. Вот мы и поинтересовались у Софьи: наверняка приходится постоянно держать нос по ветру и отслеживать все тенденции?

«У нас есть внутренний совет «Винзавода», который коллегиально принимает решения о том, каким проектам быть, каким — нет, формирует новую программу каждый сезон. Наша деятельность состоит из двух частей. Первая – это галерейные выставки, и вторая – вне галерей, то что происходит в больших залах – крупные проекты и лекторий, куда мы приглашаем героев актуальной культуры. Что касается трендов... Да, хотелось бы верить, что мы уже задаем их».

Разумеется,  выставки «Винзавода» проходят с переменным успехом: многие из них интересны, а некоторые и вовсе не выдерживают критики. Тем не менее, организаторы стараются, чтобы все происходящее на Курской можно было охарактеризовать двумя эпитетами «модное» и «смелое». Хотя, конечно, любая смелость в наше время имеет предел… Наверное, поэтому с проектами, связанными с политикой и религией, Троценко старается не связываться. Хотя исключения, конечно, бывают.

«Я считаю, очень удачным был проект «Четыре сезона Владимира Путина». Это не совсем арт, но Дмитрий Азаров (профессиональный журналист, работающий с крупнейшими изданиями страны - ВД) – очень уважаемый мной фотограф. И он предпринял попытку взглянуть на лидера нашей страны, как будто через увеличительное стекло».

На осень-зиму у «Винзавода» большие планы. Правда, в связи с кризисом несколько скорректированные. Так, обещают много интересных проектов в рамках Третьей Московской биеннале и открытие больших выставок, которые будут идти в течение всего года. Среди самых интересных осенне-зимних проектов и выставок «Винзавода» - «Лучшие фотографии России-2009» и всероссийский конкурс «Старт» в поддержку молодых художников, инициированный «Винзаводом». Те, кто придет на выставку «Старта», увидят лишь результаты долгой селекционной работы, которую провела команда арт-центра. Задача у них была непростая - выявить талантливых авторов в пику тем, кто утверждает, будто в России не осталось стоящих художников.

«Я считаю, что у нас не авторов нет, у нас нет нормальной инфраструктуры, которая находит, поддерживает и дает возможность развиваться новому поколению. Галереи предпочитают работать с более-менее проверенными художниками (может быть, раз в два года берут одного нового). Проанализировав эту проблему, мы сделали «Старт». Мы ищем новые таланты через внутренние источники, через творческие вузы, через интернет. Мы стараемся не просто сделать выставку на «Винзаводе», а интегрировать людей в арт-сцену».