В прошлые выходные в Суздале состоялся 11 фестиваль-лаборатория под названием «Человек мира», организованный новой региональной культурной институцией «МИРА центр». У проекта долгая история: все началось с небольшого сообщества, образовавшегося вокруг художника Андрея Попова — его дом в селе Улово в 25 километрах пути от Суздаля еще в нулевых стал пристанищем свободомыслящей арт-коммуны и творческой лаборатории. За этой инициативой постепенно потянулись современные художники и гуманитарии — так образовалось творческое сообщество «МИРА». Екатерина Чернова рассказала о том, как фестиваль этого года объединил колоритные Суздальские пейзажи с практиками возрождения советского авангарда.

ИСТОРИЯ

В 2018 году Андрей Попов совместно с экс-креативной директоркой Парка Горького и журналов Seasons и «Афиша» Евгенией Казарновской запустил проект «Река мира» в Суздале. В программах водные и пешие маршруты, подкрепленные знанием и практикой историков, урбанистов, культурологов, археологов, кураторов и художников. Их задача — исследование исторического и культурного ландшафта в окрестностях Суздаля и просвещение гостей. 

2019 год был знаковым для фестиваля-лаборатории «Человек мира». Организаторы освоили площадки за пределами Суздаля: на площади перед Русским музеем в Санкт-Петербурге развернулось масштабное театральное действо, а в московском «Музеоне» был организован фестиваль под названием «Пробка мира», главной декорацией которого стало скопление ретро-автомобилей. Программа «Человека мира» не обошла вниманием даже путь от точки до точки — поезда в направлении северной столицы и Владимира тоже на время стали местом силы. В придачу в 2019 году в окрестностях Суздаля были установлены объекты лэнд-арта, среди авторов которых не только наши соотечественники (Егор Плотник, дуэт Миш Маш), но и художники из Латвии (Янис Новикс), Индии (Субот Керкар), Армении (Майлс Геворгян), Франции (Гайя Вейнберг).

КОНЦЕПЦИЯ

В этом году фестиваль остался в пределах Владимирской области, но от этого не потерял своего колорита. Вместе с новой институцией здесь продолжает работать Андрей Попов. Его изначальная профессия — кинооператор, его художественная практика представляет собой своего рода кино в реальном времени. Формальные приемы операторского искусства он переносит в пространство города или открытого ландшафта, выбирая локации, ракурсы, выстраивая композицию так, чтобы происходящее в глазах зрителя складывалось в полисенсорный образ или Gesammtkunstwerk. Это кино, в котором запахи, прохлада и эффект 3D существуют априори. 

«Человек мира» в концепции Попова представляет собой образ будущего человека-актанта, который не связан устаревшими границами между машиной и природой, антропогенным миром и естественным. «Человек мира» не обязан свою жизнь определять принадлежностью к индустриальной или аграрной культуре, но он должен знать их, чтобы осознанно выбирать компромисс или крайность. Попов в своей художественной практике развивает иммерсивную стратегию погружения зрителя, привыкшего к городскому ритму и шуму, во вневременное пространство природы, в котором нет места спешке. Таким образом художник стремится наладить равновесие, равноценность природного и антропогенного в человеческом опыте. 

На практике Андрей Попов демонстрирует, как человеческие изобретения могут мирно сосуществовать с природой, с естественной эстетикой, поэзией непреклонных романтиков. Во время фестиваля в городе можно увидеть такую картину: художник едет в открытом кузове автомобиле ГАЗ-69 (в народе его прозвали «Козликом» за то, что весь его корпус очень лихо подпрыгивает на ухабах), играя на пианино прямо на ходу. В его «кинематографических» образах глаз становится единственным объектом фиксации, а механические элементы никак не противоречат естественности и простоте происходящего.

ПРОГРАММА

В программе фестиваля-лаборатории в этом году особое место было выделено практикам возрождения традиций советского авангарда. В камерном концертном зале «МИРА центра» прошел спектакль Виталия Рождественского. Главный герой — уроженец Суздаля, революционер, авангардный поэт и теоретик Алексей Гастев. В начале прошлого века идеи Гастева были созвучны мировой тенденции научного усовершенствования труда (он даже состоял в переписке с Генри Фордом). Гастев мог быть одновременно поэтом и сторонником «механизации», просчета движений человеческого тела, включенного в процессы производства. Для сообщества «МИРА» фигура Гастева — пример «Человека мира», который способен найти способ повернуть во благо даже то, что кажется пугающим и враждебным. Другими словами, это пример того, как все же стоит обращаться с плодами научно-технического прогресса. 

Хэдлайнером программы был концерт коллектива Персимфанс — Первого Симфонического Ансамбля, который существовал с 1922 по 1932 годы. В 2009 году Персимфанс был воссоздан по инициативе композитора и пианиста Петра Айду. Исторический ансамбль — это уникальный прецедент оркестра, не возглавляемого дирижером, оркестра-коммуны. Современный Персимфанс развивает эту модель, приглашая к исполнению зрителей, осваивая акустические свойства ландшафта, исследуя возможности коллективного исполнения вне единого ритма. Таким образом, музыканты реализуют модель идеального общества, в котором нет иерархий, но есть полное взаимопонимание. 

В исполнении современного Персимфанса нередко звучат утраченные, забытые произведения самых разных жанров — от барокко до китайского рэпа. В этом году гости фестиваля в Суздале услышали «День бытия» Ивана Вышнеградского — это ранняя работа композитора, написанная в результате мистического откровения в 1916-1917 годы. На долгое время она была забыта, но 6 августа «День бытия» впервые прозвучал в России — на выкошенной сухой траве, на берегу реки Каменка, напротив Покровского монастыря XVI века.

А еще «День бытия» послужил названием для фестиваля-лаборатории в этом году. Иммерсивные спектакли, песнопения в храме и под гитару — организаторы фестиваля спланировали множество ситуаций, в которых участники могут совместно быть, на время стать сообществом людей, пребывающих здесь и сейчас.

«День бытия» в Суздале 6 августа начался с солнечных медитаций и песен на рассвете. Накануне ночью стартовал 22-часовой спектакль режиссера Дмитрия Мышкина — это длительное театральной действо, в котором актеры в метавселенной Антона Чехова разыгрывают репетицию постановки по пьесе Треплева, героя «Чайки». День был наполнен программой спектаклей под открытым небом — в полях, на берегах Нерли, в заброшенных зданиях, на площади и во дворе. Для местного сельского театра в Фомихе (поселение на юго-востоке от Суздаля, примерно в 15 километрах) это привычная практика. Актеры и режиссеры почти в любую погоду создают спектакли-путешествия, экскурсии. Они рассказывают истории и приглашают зрителей к активному участию в действии. 

Главное событие здесь — это люди и встречи. Тому, кто едет в гости к сообществу «МИРА», стоит быть готовым к прогулкам босиком или утепляться (в зависимости от сезона), потому что большинство активностей будут проходить на свежем воздухе, а спешить будет некуда.

МИРА ЦЕНТР

Сообщество «МИРА» в июне открыло новую площадку в самом центре Суздаля — в здании XIX века, бывшем помещении известного всем суздальцам и туристам-завсегдатаям ресторана «Погребок». Ненавязчивая грамотная реновация интерьера была реализована при меценатской поддержке Дмитрия Разумова. Законсервированная историческая архитектура здесь сочетается с аскетичной бетонной отделкой и современным техническим оснащением. Здесь уже есть небольшая, но содержательная библиотека, концертный зал, кафе, уютный дворик и выставочное пространство в цокольном помещении. Хочется верить, что дальше —больше, и что скоро появится программа на осень.

В рамках фестиваля «Человек мира» здесь была открыта выставка «Движение в движении». Кураторка Евгения Казарновская и группа художников создали проект-оммаж, проект-переосмысление практики «Движения» (или «кинетов») — объединения советских художников, которые в 60-70-е годы работали при НИИ и создавали синтетические мистерии. Художники работали с неконвенциональными пространствами (например, поле вместо галереи) и материалами, создавали эффекты с помощью света, газа и кинопроекций. Среди участников «Движения» были такие известные фигуры, как Вячеслав Колейчук, Лев Нусберг и Франсиско Инфанте-Арана.

Участники лаборатории, Петр Баранов, Евгения Казарновская, Ирина Михейшина, Полина Иварссон, Алиса Косарева и Соня Корашкова, создали серию инсталляций для выставки в «МИРА» центре. Работы связаны с переосмыслением понятия движения в различных его интерпретациях — в оптических эффектах, в сакральных практиках, в человеческой жизни и в истории. Не обошлось без размышления о преемственности традиций и поколений. 

Концепция «Человек мира» приобретает координаты, всеобъемлющий космополитизм оказывается глубоко связан с коренным прошлым, традициями, памятью. «Человек мира» несет большую ответственность — быть открытым всему миру и при этом сохранить себя. Эта парадоксальная задача, на мой взгляд, и есть концептуальное ядро фестиваля, то, для чего мы пристально вглядываемся в региональные художественные практики, стараясь понять, кто мы такие и какое место мы занимаем в мировом контексте. 

АНОНС

13 августа

19:00 — Концерт «Цвет граната»

Музыканты: Владимир Волков (контрабас), Виталий Погосян (дудук), Владимир Шуляковский (скрипка). 
В центре этой программы находится самый узнаваемый армянский музыкальный инструмент — дудук. Играющий на нем Виталий Погосян учился своему мастерству в Нагорном Карабахе у живых носителей этой уникальной традиции. Участвующие в программе Владимир Волков (контрабас) и Владимир Шуляковский (скрипка) попытались максимально деликатно вплести голоса своих инструментов в музыкальную ткань древних армянских мелодий и сочинить композиции, которые станут органичной частью проекта. 

21:30 — «Протокол присутствия» — спектакль о памяти личной и коллективной. 

В конце XVIII века Екатерина II организовала в Суздале тюрьму. В Советское время тюрьму превратили в политизолятор, в войну он стал лагерем для военнопленных, а после здесь разместилась колония для несовершеннолетних. Этот спектакль — не только история места, но и протокол нашего присутствия.

20 августа 

19:00 — Концерт N'CAGED 

Вокальный ансамбль N'CAGED был основан Ариной Зверевой в 2013 году. Участники: Арина Зверева, Ольга Россини, Сергей Малинин, Илья Лаптев. 
Ансамбль исполняет современную музыку, сотрудничает с композиторами в оперных и драматических постановках, концертных программах, перформансах и музейных проектах. Коллектив участвовал в концертах Московского международного Дома музыки. 

19:30 — «Пропрасуздаль» — вечерний спектакль по тайному маршруту в Суздале.

Прогулка соединяет в себе элементы сторителлинга, экскурсии и современного театра. Проводится с самым колоритным экскурсоводом Суздаля — Денисом Лапиным. Зритель растворяется в истории города, пронизанной темными легендами, становится свидетелем совершения древних ритуалов и хранителем преданий.  

Подробности и билеты на сайте «МИРА центр».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: