Мы привыкли к тому, что современное искусство работает с актуальными и событиями в мире политики и культуры, с поворотами философского сознания. Казалось бы, нарратив и вымысел не вписываются во всеобщую программу. Однако фантазия была и остается главным орудием художника и зачастую порождает новые истории, целые новые миры. Ошибочно усматривать в них чистый эскапизм, так как каждый из них по-своему отражает данность. Здесь собран далеко не полный список художников-мифотворцев, в чьих работах разворачивается умозрительная проекция мира. 

Павел Пепперштейн

Как и его отец, Виктор Пивоваров, Павел Пепперштейн сплетает визуальные, литературные и даже кинематографические образы в единый психоделический нарратив. Галлюцинаторная, сновидческая, «мифогенная» вселенная Пепперштейна раскрывается во множестве отсылок — к собственным работам художника, знаковым произведениям и истории искусства. Для его практики характерны универсализм, мистицизм и «синдром иллюстрирования», проявленный в бесчисленных графических сопровождениях к романам собственного сочинения. 

AES+F

Пожалуй, одна из самых известных российских арт-группировок. Зрелые проекты AES+F, созданные с начала нулевых средствами фотографии, видео и цифровых технологий — это фантазийные (анти)утопические миры, населенные биоморфными существами и идеальными людьми. Выдержанная эстетика цифровых произведений AES+F, генетически связанная с барокко, маньеризмом и классицизмом, восходит к формам аллегорической живописи, к традиционным сюжетам и иконографии. Однако остроумие и бесчисленные аллюзии раскрывают проблематику массовой культуры, глобализации и нарастающей роли виртуальности в нашей жизни.

Уно Моралес

Российский художник, сменивший несколько профессий до прихода в искусство. Его работы заимствуют характерный культурный паттерн — формат GIF в том пиксельном, игрушечном варианте, который был распространен в начале нулевых. Моралес начиняет свою цифровую графику референциями, работает с традицией западноевропейской гравюры, американской и японской иллюстрации, с постсоветским городским фольклором. Развивая логику комикса, художник выстраивает плотный нарратив в пределах каждой работы. Его фантазии полны циничной иронии, детских страхов и отсылок к хоррору. В 2018 г. в МАММ прошла его персональная выставка

Мэттью Барни

Скульптор, график, перформер и видео-художник, Мэттью Барни известен благодаря своему эпическому циклу «Creamaster» (1995-2002). Замысловатое киноповествование и отсутствие сюжета на первый взгляд, конечно, обманчивы. Скульптор (именно так предпочитает называть себя Барни, подчеркивая, что его видео-работы отличаются особой пластичностью) символически, нелинейно повествует о развитии зародыша, половой идентичности эмбриона и в то же время представляет метафору творческого процесса — от зарождения до реализации идеи. 

Сяо Фэй, RMB City

В 2009 году футуристический город, RMB City, созданный художником Сяо Феем на платформе «Second Life», открылся для посетителей — представителей различных интернет-сообществ. Любой пользователь мог поучаствовать в художественных проектах, состязаниях, даже в выбрать мэра, при этом процесс в реальном времени экспонировался галереей «Serpentine». Таким образом, художник сформировал виртуальное сообщество, реализовав немалое количество инсталляций и видео-работ на основе RMB City.

WAI Architecture Think Tank (Cruz Garcia & Nathalie Frankowski), «Cities of the Avant-Garde», 2011/2020

Архитектурное бюро, основанное во время финансового кризиса 2008 году, держит слово в проблематичном международном дискурсе об урбанизме. Круз Гарсия и Натали Франковски, основатели и преподаватели WAI, координируют деятельность платформы, особое внимание уделяя образовательной функции. Не последнее место в программе занимает манифестация — воплощение в архитектурных проектах современных этических принципов. Таким образом, архитекторы также занимаются построением умозрительных образов, которые пока остаются по больше части фантазией.

Арсений Жиляев 

Художник зачастую работает с вымышленными нарративами и погружениями в цифровые миры. Свои работы он нередко строит вокруг фигуры вымышленного персонажа — собственного альтер-эго (как это делал Илья Кабаков в свое время). Так, в недавнем проекте «Будни распознаватели образов», реализованном на площадке ММОМА в прошлом году, художник рассказывает историю искусства посредством вымышленного сюжета, в центре которого бортовой компьютер корабля «ТЕНЕТ»: перед ним стоит задача реконструировать историю человечества, чтобы найти путь домой. Иными словами, художник создал «воображаемы» музей внтури музея. 

Женевьева Гоффман

Женевьева Гоффман создает удивительные миниатюрные миры с помощью 3D печати. Ее работы синтезируют эстетику рококо и стимпанка наряду с отсылками к биотехнологиям, ядерному апокалипсису, средневековым сказкам с драконами и единорогами. Выставка Гоффман состоялась прошлым летом в Money Gallery, СПб. В небольшом скульптурном объекте разыгрываются несколько историй, разворачивается огромная библиотека, атомная электростанция, готический собор, здесь обитают фантастические существа и солдаты в форме времен наполеоновских войн. Работу можно читать или смотреть как фантастический роман или фильм — романтическая фантазийная гофманиана в формате «цивилизации в кастрюле».

Раймонд Петтибон

Художник контркультуры, он работает с вымышленными историями и персонажами, с эстетикой комиксов, панка и маргинальности, подключая к своим работам тексты любимых писателей — Генри Джеймса, Джона Рескина, Марселя Пруста. Его вымышленные миры очень тесно переплетаются с реальностью, изобилуют всевозможными отсылками на современность и недавнее прошлое. Так, визуальная вселенная Петтибона, зеркало человеческой культуры — место, где Иосиф Сталин, Рональд Рейган, Супермен и Чарльз Менсон могут встретиться на полях бумаги. 

Марсель Дзама

Работы Дзама напоминают сказочные детские иллюстрации, так как он активно разворачивает эстетику цирка, буффонады, карнавала. В действительности, большинство сюжетов в картинах Дзама рождаются на пересечении бахтинской низовой культуры, порнографии, мистики и шизотипии. Помимо графики художник занимается также инсталляциями и перформансами, разрабатывая все тех же биоморфных, слегка болезненных, развращенных персонажей. 

Анна Андржиевская

Одна из тех современных художников, которые наиболее последовательно развивают эстетическую логику сюрреализма. Она создает картины, напоминающие воображаемые лихо закрученные сюжеты, случайно выхваченные из сна. Сама художница характеризует свое повествование как нелинейное, как вспышки или обрывки сновидения. В прошлом году в галерее «Триумф» прошла персональная выставка Андржиевской «Небесная пустошь»; в экспозиции были не только живописные работы, но и изобретательные инсталляции.

Евгений Антуфьев

Еще один удивительный скульптор в нашей подборке, Антуфьев работает с инсталляцией и ассмабляжами. Художник обращается к мифологическим формам и значениям, к образам дописьменных традиций, создавая свои произведения на границе между искусством и ритуалом. Каждая его выставка — своего рода сеанс шаманского погружения в потустороннюю, не всегда приветливую реальность, которая напоминает о неоднозначности объектов и событий в нашем мире.

Даша Кузнецова 

Художница и скульпторка Даша Кузнецова обращается к мифологии, работает с мотивами и символами традиционного фольклора, русского мифа. Ее работы неоднозначны, завязаны на визионерском представлении итогов национализации искусства. Практики Кузнецовой — честный наследник романтического эскапизма и традиционной кустарной эстетики материала. 

Марк Райден

Райден работает в эстетике, синтезированной на основе Энгра, Давида, французских классицистов, а также детских иллюстраций. Художник находит вдохновение в старых игрушках и анатомических моделях. Стиль, с которым он работает, называют анахронизмом «поп-сюрреализм», который предполагает соединение техники старых мастеров и образов поп-культуры. В этой программе Райден создает реалистичные реплики вселенной, заполненная фантастическими существами, или фантазмами.

Ян Шванкмайер

Кинорежиссер, сценарист, художник, скульптор, мультипликатор, создатель колоссальных и ужасающих мифов. Его мир — анимистический, гоптический, в нем ирреальны как персонажи, так и ситуации, из которых складывается причудливая драматургия. Однако эти образы рождены из проработки травмы; следовательно, их интерпретация через психоаналитическую оптику куда более реальна, чем кажется на первый взгляд. 


Об авторе

Екатерина Чернова — редактор раздела «Выставки» «Вашего Досуга», историк искусств, магистрант РГГУ.

Telegram | ВКонтакте


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: