Уже месяц в Пушкинском музее проходит выставка работ десяти английских художников 40-70-х годов ХХ века, которых причисляют к особому художественному течению — Лондонской школе. Некоторые из них периодически выставлялись в музее, но вместе не собирались ни разу.

У российского зрителя впервые появилась возможность познакомится не с каждым художником в отдельности, а с историей целого поколения — как с одним из важнейших явлений мирового искусства.

80 живописных и графических работ наиболее известных британских художников из галереи Тейт, уже выставили в Лос-Анджелесе, Малаге, датскои Орхусе и теперь гостят в Москве. Картины пришло посмотреть уже более 600 тыс. человек. Среди них была и обозреватель «Вашего досуга» Анна Сердцева, которая рассказывает о выставке то, что не расскажут экскурсоводы, и советует, идеальные варианты для фото в инстаграме.

Все, что нужно знать о «Лондонской школе»

Лондонская школа — поколение художников, насквозь прожившее весь ХХ век: мировую войну, Холокост, ядерную угрозу. Их биографий хватило бы не на один десяток фильмов в духе Тарантино и Гая Ричи. Целью их творчества был визуальный шок. Они хотели заставить все органы чувств включиться разом, пробудить в людях бешеную жажду жизни.

Стоя на обломках разрушенных городов и судеб, они пристально всматриваются во все, что уцелело после катастроф: в живую плоть организмов, в конструкции зданий, в цветные вывески улиц — во все, что оказалось таким мучительно хрупким, готовым рассыпаться в один миг.

Они выворачивают наружу человеческие тела и лица, разымают их на части и снова склеивают, пишут портреты с прижизненных масок. В мире к тому времени началась безумная погоня за молодостью: страницы глянцевых журналов пестрели контурами идеально гладких лиц и фигур. На полотнах художников все иначе: биоморфная масса тел, которые едят, пьют, испражняются и в отчаянии умирают на креслах — беспомощные и беззащитные. Таков манифест эпохи, ощутившей на себе мутный взор безвидного хаоса.

Лондонцев показывают в Москве нечасто, и по вполне понятным причинам: сюжеты картин столь же неординарны, как и биографии художников. Главные экспонаты выставки — «Красный» и «Черный триптихи» Фрэнсиса Бэкона — наглядный тому пример. Тут и эдипов комплекс, и подавленные сексуальные наклонности, и переживания из-за самоубийства любовника. Одним словом, неограниченный простор для психоанализа — неслучайно лучшим другом Бэкона был Люсьен Фрейд, внук знаменитого психоаналитика. Он тоже был художником и тоже с весьма впечатляющей биографией. На выставке представлены семь его портретов, которые дают возможность оценить последовательность Фрейдов в тяге к наблюдению за малейшими черточками человеческой составляющей — телесной и психической.

Кто устроил выставку?

Галерея Тейт ранее уже предоставляла для экспозиции в Москве полотна Тёрнера, Блейка и прерафаэлитов. Текущая выставка — часть масштабного проекта по знакомству российского зрителя с важнейшими вехами в истории искусства Великобритании.

Специально к выставке подготовлена образовательная программа: курс лекций кураторов проекта Элены Криппы (Тейт) и Данилы Булатова (ГМИИ им. А.С. Пушкина) и цикл дискуссий с ведущими российскими учеными-специалистами по изобразительному искусству, поэзии, философии и социальной антропологии, организованный совместно с кураторским агентством Science.me.

Есть и музыкальная программа: в Итальянском дворике ГМИИ звучит музыка английских композиторов ХХ века. Можно будет услышать сочинение, посвященное Френсису Бэкону, и «рэп» Бенджамина Бриттена, написанный еще в тридцатые годы ХХ века.

Что выложить в Инстаграм?

Для творческих личностей

Художники — люди впечатлительные, легко застигаемые врасплох первым импульсом. Понравился цвет — могут часами стоять рядом с изображением (чего именно — не столь важно). А потом наносить краску слой за слоем, то соскабливая то добавляя — и так в течение нескольких лет. Толстый слой красочный пасты, сочные глиняные тона; погружение в первозданный хаос цвета. А если очень приглядеться, можно обнаружить детскую горку, песочницу и экскаватор.

Для знатоков

Искусствоведы утверждают, что фигура слева — отсылка к работе Дега «Женщина вытирается после купания», а фигура справа копирует позу одной из сивилл Микеланджело со свода Сикстинской капеллы. Насчет рта с птичьими лапами сам Бэкон говорил так: «Я хотел написать рот так, как Моне писал закат». На справедливый вопрос, причем тут Моне и закат, художник отвечал: «Значит, у меня не получилось».

Выбор смотрительниц зала

Экскурсоводы обходят Колдстрима стороной — слишком академичный, без надрыва, без драмы. В отличие от Бэкона и Фрейда, день и ночь пропадавших в увеселительных заведенях, Уильям Колдстрим практически все свое время посвящал работе: он возглавлял Школу изящных искусств Слейда и преподавал там живопись. Однако его стиль тоже далек от академичного, благодаря интересному  методу работы — своих моделей он писал «по частям»: каждую часть тела отдельно, тщательно фиксируя на холсте расстояние между ними, постепенно составляя из частей целое. Сам художник считал, что этот прием подчеркивает искусственность его пластических конструкций.

А смотрительницам зала больше всего понравилось выражение лица сидящей женщины. «Хорошее лицо, самое доброе из всех, что тут есть».

Для романтиков

Создание этого рисунка заняло около 70 сеансов, причем художник, стремясь добиться большей внутренней убедительности образа, постоянно свою работу подправлял. Вначале портрет запестрел дырами, потом заплатами, затем Ауэрбаху пришлось подвести под основной лист еще два листа бумаги — и, учитывая, что работал художник углем, результат получился откровенно пугающим. Наконец, Ауэрбах сдался, и заявил, что бумага и уголь не в силах передать всю красоту его избранницы. Но портрет остался — в истории живописи это одно из самых оригинальных признаний в любви.

Люсьен Фрейд «Ли Бауэри»

Ли Бауэри — художник, модельер, перформансист — был одной из самых эпатажных фигур ХХ века. Он щеголял по улицам в балетной пачке кислотно-зеленого цвета, в сумасшедшем гриме и с пирсингом в виде огромных булавок в щеках, растягивающих рот в маниакальную улыбку.

Фрейд привёл его к себе в мастерскую, отмыл, снял пирсинг и чудаковатый наряд и написал таким, каким никто и никогда его не видел — трогательным, беззащитным, по-детски улыбающимся во сне.

Фрейд считал Ли идеально красивым, четыре года кряду он был постоянной музой художника.

Рональд Брукс Китай «Свадьба»

На картине изображены 2/3 Лондонской школы: не хватает Фрэнсиса Бэкона и Майкла Эндрюса. Именно Рональд Брукс Китай ввел в обиход термин «Лондонская школа», собрав на своей выставке 1976 года картины современных ему художников-фигуративистов.

А в 1994 году он организовал ретроспективную выставку своих работ в той самой галерее Тейт. Выставка получила самую уничтожающую критику во всех ведущих газетах Лондона. Вскоре после ее открытия скончалась жена художника — не вынесла потрясения от резких нападок прессы. Художник не смог оправиться после этой трагедии — через тринадцать лет он покончил жизнь самоубийством.

На картине изображены (кроме детей Р. Б. Китая и раввина в цилиндре): слева — Фрейд, посередине — Ауэрбах, затем сам художник с женой, и справа — Кософф.


Билеты и часы работы

Выставка «Френсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» продлится до 19 мая. Билеты на образовательные и музыкальные мероприятия продаются на сайте pushkinmuseum.art и в кассах музея (Волхонка, 12). По электронному билету можно пройти в здание музея без очереди, но приобрести его необходимо за день до посещения музея. Билет на любые мероприятия включает в себя также посещение выставки.

Посетить лекцию, научную экскурсию и музыкальный концерт можно в рамках фестиваля «Пятницы в Пушкинском». В дни его проведения с 16:30 в кассе можно приобрести билеты только на этот фестиваль.

А также почти каждый день проходят экскурсии медиаторов, участников «Открытой лаборатории ГМИИ им. А.С. Пушкина» — с 16:00 по будням, с 12:00 по выходным. Вход на экскурсии бесплатный, но необходима предварительная регистрация. Для посещения экскурсии нужно приобрести входной билет в Главное здание.

Часы работы Пушкинского музея: вторник, среда, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00. Четверг и пятница с 11:00 до 21:00. Кассы закрываются в 19:00.

Стоимость билета на выставку:
Полный — 500 р.
Льготный — 350 р.

Стоимость билета на фестиваль «Пятница в Пушкинском» (лекция, научная дискуссия и концерт):
Полный — 700 р.
Льготный — 350 р.