«Да здравствует жизнь!»

Так с испанского переводится «Viva la Vida!». Так называется последняя картина Фриды Кало — известный натюрморт со спелыми арбузами. Такое название получила выставка, посвященная мексиканским художникам Фриде Кало и Диего Ривере, которую в московском Манеже проводят петербургский Музей Фаберже и Культурно-исторический фонд «Связь Времен».

Очередь к выставочному залу тянется через всю Манежную площадь — в основном те, кто не купили билет заранее онлайн. Желающих много, но поток проходит быстро. От хвоста до заветного попадания в залы проходит минут пятнадцать.

Экспозиция начинается с биографий обоих художников. В первом зале на одной из стен на красном фоне расположены важные даты жизни и фотографии Фриды (отец Фриды был фотографом и сохранилось много её ранних снимков). На другой стене, уже на синем фоне, — события из жизни Диего Риверы. Можно проследить полную драматизма и страстей историю супружеской пары, чем различались, как переплетались и расходились их судьбы, узнать про объединяющие политические взгляды и преданность искусству. 

Диего Ривера начал рисовать в раннем детстве, получил академическое образование в Мексике, продолжил учебу в Испании. Фрида же никогда не проходила системного обучения, её можно назвать самоучкой. Ривера в молодые годы 14 лет прожил заграницей, объехал половину Европы, пока не осел в Париже, изучал живопись и учился у мастеров того времени. Фрида, получив в 18 лет страшные травмы в результате тяжелой аварии, была надолго прикована к постели. Позже она скажет: «В моей жизни было две трагедии: Диего и трамвай». 

В этот период Фрида оставляет мечты о медицине и начинает рисовать. «Отныне живопись – твой костыль», — напишет она в дневнике. 

Диего волен рисовать себя, разные пейзажи во время путешествий, портреты других людей. Фрида из-за ограничений в движениях, пользуясь специально прикрепленным над кроватью зеркалом, создает много автопортретов, наполненных символами её жизни и страданий. 

В основных залах экспозиции представлено множество работ художников. Здесь и графика, и литографии, и ранняя живопись, и автопортреты, и поздние творения, признанные шедеврами искусства. Картины художников также выделены красным и синим фоном стен, по цветам половин двойного дома Фриды и Диего в пригороде Мехико.

На выставке интересно проследить путь Диего Риверы от начинающего художника, рисующего портреты и пейзажи, подражающего импрессионистам, увлекающегося кубизмом, к автору монументальных произведений, исполненных почти в реалистической манере. Одно из самых известных – это четырехметровое полотно «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Но здесь же можно увидеть и совсем другие поздние работы Риверы, например, из серии «Русские рисунки», сделанные им во время последнего приезда в СССР в 1956 году – мальчик в шапке-ушанке и с деревянными санками, дворничиха в ватнике и валенках, чистящая снег и другие характерные персонажи Москвы 50-х годов.

Узнаваемый теперь во всем мире художественный стиль Фриды часто характеризуется как наивное искусство. Он сформировался под влиянием мексиканского народного творчества, культуры народов доколумбовой Америки и европейского искусства 20 века. Сюрреалисты считали её своей, основоположник сюрреализма Андре Бретон причислял её к сюрреалистам, но сама Фрида об этом скажет: «Они думали, что я – сюрреалист, но это было не так. Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность». Работы Фриды Кало очень личные и даже интимные. «Госпиталь Генри Форда», «Всего лишь несколько царапин», «Сломанная колонна», «Автопортрет с ожерельем из шипов и колибри» – картины про боль и болезнь, про потерю ребенка, про измены Диего.

Есть в плане выставки и зал, обозначенный организаторами как «FRIDAMANIA». Он посвящен культу художницы, возникшему в конце XX века, проникновению её образа в массовую культуру. В центре зала стоит инсталляция, представляющая собой копию кровати Фриды, на которой она провела большую часть жизни, пройдя за 29 лет через 32 операции. На кровати фигура олененка с телом, пронзенным стрелами и головой Фриды — образ из её автопортрета 1946 года под названием «Раненный олень». Также здесь можно увидеть несколько корсетов Фриды, расписанных ею вручную за годы долгих реабилитаций. Часть стены зала отведена под всего одну позднюю фотографию Диего Риверы и его горькие слова, сказанные уже после смерти Фриды: «Я тогда этого еще не знал, но Фрида стала главным событием моей жизни. И оставалась им до самой своей смерти 27 лет спустя».

И всё-таки, несмотря на отражение в картинах Фриды её страданий от физической и эмоциональной боли, понимание всей горечи утрат и расставаний двух уникальных личностей, ощущения от выставки светлые, именно такие: VivalaVida! Да здравствует жизнь!

В завершающем выставочное пространство кинозале на большом экране непрерывно показывают 40-минутный неигровой фильм 2005 года «Фрида на фоне Фриды». Закадровый текст от лица двух полярных «я» Фриды (романтичной и скептической) в фильме читают актрисы Инна Чурикова и Анна Каменкова. Посетители выставки могут прийти в кинозал, начать смотреть фильм с любой минуты. Режиссер фильма Наталия Назарова и про другого героя выставки сняла кино с говорящим названием «Необычайные похождения Диего Диеговича в стране большевиков. Диего Ривера. Русский след».

Организаторами также запланирован ряд мероприятий, лекций, экскурсий, кинопоказов и мастер-классов.

Выставка работает до 12 марта без выходных, с 10:00 до 21:00. В будни билет стоит 500 рублей, в выходные и праздничные дни – 700 рублей. Билет можно купить онлайн на официальном сайте выставки. Электронный билет позволяет пройти на выставку без очереди. Рекомендуем также взять аудиогид (350 рублей, залог 1000 рублей ).

Проект организован Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге при поддержке Департамента культуры города Москвы.