Виктория Пономаренко
30 января 2018

Самые странные лоты аукциона «Сотбис»

В музее современного искусства «Гараж» открылась выставка-реконструкция аукциона «Сотбис», который состоялся 7 июля 1988 года в Москве. Тогда работы наших концептуалистов были проданы за немыслимые для них деньги (до авторов они, правда, не дошли). Так, за 22 тыс. фунтов стерлингов ушла работа «Все обо мне» (1971) Ильи Кабакова, на настоящий момент — самого дорогого современного художника из России.

Огромные суммы, которые богатые фанаты прекрасного выкладывают за классику, никого не смущают. Однако ценообразование в новейшем искусстве зачастую ставит любителя в тупик. Почему «мусор» или «мазня» могут столько стоить?

Не мазня, а экспрессия: $ 3,1 млн


За что заплатили За четыре пореза на красном фоне «Пространственная концепция, ожидания». Художник Лучо Фонтана (1899-1968).

Почему так дорого Картина необязательно должна быть похожа на жизнь — с этим давно пора смириться. Зато искусство непременно должно быть выразительным. С начала XX века на холсте появлялись точки, геометрические фигуры, разводы, куски газет, пустоты, дыры и просто «уродство» — всё, что могло раздвинуть границы прекрасного. Авторов, которым удалось найти новые средства выразительности или убедительно комбинировать старые, как правило, ценят.  

Кто еще на этом заработал Жан-Мишель Баския (1960-1988) — представитель неоэкспрессионизма 1980-х. Его работы отсылают одновременно к уличному искусству и примитивным культурам. Баския добился признания, дружбы с Энди Уорхолом и неплохих доходов еще при жизни, но чем дальше, тем дороже стоит его живопись. Немалую роль играет имидж дерзкой и дикой звезды «из народа». Баския как Курт Кобейн: экспрессия, наркомания, громкий успех, смерть в 27 лет. «Cabra», изображающая победу Мухаммеда Али над Оскаром Бонавена, ушла за $ 10,9 млн. См. вторую иллюстрацию в галерее. 

В художнике должна быть загадка: $ 4,2 млн 


За что заплатили Ассамбляж с репродукциями «Портрета мальчика» Пинтуриккьо. Автор — сюрреалист Джозеф Корнелл (1903-1972), который делал причудливые и загадочные ассамбляжи-коробки из разных мелочей.

Почему так дорого По-настоящему великим искусство делает тайна и недосказанность. Сводить с ума может не только смутная улыбка супруги торговца шелком (это мы о «Джоконде»), но и довольно странные объекты. Главное — простор для воображения, который художник оставляет зрителю.

Кто еще на этом заработал Классик концептуализма Илья Кабаков в работе «Все обо мне» (1971), купленной в 1988 году самим председателем совета директоров «Сотбис» Альфредом Таубманом за £ 22 тыс., использует узнаваемый стиль советских информационных стендов. Но текст здесь  —  бытовые фразы, вырванные из контекста. Получается абсурд и почти сюрреализм — идеальная визуализация эпохи «застоя». См. вторую иллюстрацию в галерее.

Позвольте искусству не быть собой: $ 782 тыс.


За что заплатили  «Семена подсолнечника» Ай Вэйвэя (р. 1957) — это тонна фарфоровых семечек.

Почему так дорого Каждую из этих семечек вручную делали ремесленники провинции Цзянси за выплачиваемую музеем Tate Modern зарплату. Это уже не просто искусство, но акт международной политики! Покинув холст, искусство искало новые воплощения, ритуальные или интеллектуальные. Носителем эстетического может быть всё: идея, тело и эксперименты с ним, найденный предмет, политический жест. Разумеется, воспринимать такое сложно — слишком много надо знать.

Кто еще на этом заработал  Чтобы подписанную вашим именем старую доску с двумя комками земли продали почти за полмиллиона долларов ($ 421 тыс.), надо быть действительно великим. Как Йозеф Бойс (1921-1986), дедушка перформанса и всего интеллектуально-ритуального в современном искусстве. Объекты Бойса — одновременно психоанализ, шаманизм и экологическое высказывание. «Какая-то грязь на дереве» — определение, которое вполне может дать современному искусству среднестатистический человек. Это ли не признак величия автора? См. вторую иллюстрацию в галерее.

Глупое не значит плохое: $ 735 тыс.


За что заплатили «Прищепка» ветерана поп-арта Класа Олденбурга (р. 1929).

Почему так дорого А вот прищепка, согласитесь, прекрасна! Она отлита из бронзы и патирована, между прочим, золотом. Поп-арт с Энди Уорхолом во главе воспевал важное для масс — звезд и предметы промышленного производства. Уорхол доказал, что признания достойны не только произведения высокого искусства, но и легкомысленные, всем понятные вещи.

Кто еще на этом заработал  Лайза Лу далеко не первооткрыватель, да и стекляшки не бронза, но свои $ 12,5 тыс. ее сияющий вантуз получил. См. вторую иллюстрацию в галерее.

Мусор — это протест: $ 759 тыс. 


За что заплатили «Ramfeezled Shiggers» Джона Чемберлена (1927-2011). Он делал скульптуры из искореженного металла, частей разбитых машин, канистр, резины, оргстекла. Горы расписанного яркими красками железа  — воплощение принципов абстрактного экспрессионизма в скульптуре. 

Почему так дорого Художники тащили с улиц в свои мастерские самый разный мусор, используя его как материал. Так их произведения оказывались ближе к жизни, подчеркивали продажность арт-сцены или... экологично давали отходам новую жизнь в искусстве.

Кто еще на этом заработал Художник-провокатор Майк Келли (1954-2012) всегда работал за гранью хорошего вкуса и понятий о морали. Созданные им из старых мягких игрушек шары-оргии (беспроигрышное сочетание невинности и грязи) — самый нейтральный, наверное, опыт. Но не самый дешевый: «Серый и розовый» — $ 1,9 млн. См. вторую иллюстрацию в галерее.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Отзывы о «Самые странные лоты аукциона «Сотбис»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

12 мар. — 18 авг. | Новая Третьяковка, графика, живопись 12 мар. — 18 авг.

Новый взгляд на самого народного художника.

Выбор редакции

28 янв. — 1 апр. | Еврейский музей и Центр толерантности, видео, инсталляция, историческая 28 янв. — 1 апр.

Документы Холокоста и осмысляющее опыт войны искусство.

Выбор редакции

22 мар. — 9 июн. | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, живопись 22 мар. — 9 июн.

Ретроспектива основателей соц-арта.

1 февр. — 28 июл. | Фонд In Artibus, графика, живопись 1 февр. — 28 июл.

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

23 нояб. — 19 мая | Третьяковская галерея в Лаврушинском, графика 23 нояб. — 19 мая

Графика Сомова, Судейкина, Сапунова.

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

От живописи Бэкона и Фрейда до ретроспективы Репина.

15 февр. — 15 мая | Мультимедиа Арт Музей, фотография 15 февр. — 15 мая

Джиджи Хадид, Литиция Каста, Сергей Полунин на снимках Альберта Уотсона.

28 февр. — 2 июн. | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись 28 февр. — 2 июн.

Мифы и легенды, придуманные Павлом Пепперштейном.

7 мар. — 14 апр. | ГЦСИ, инсталляция, мультимедиа 7 мар. — 14 апр.

Инклюзивное современное искусство.

Выбор редакции

5 мар. — 19 мая | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 5 мар. — 19 мая

8 мар. — 26 мая | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись, современное искусство 8 мар. — 26 мая

Умные и яркие работы концептуалиста и борца с расизмом.