Виктория Пономаренко
30 января

Самые странные лоты аукциона «Сотбис»

В музее современного искусства «Гараж» открылась выставка-реконструкция аукциона «Сотбис», который состоялся 7 июля 1988 года в Москве. Тогда работы наших концептуалистов были проданы за немыслимые для них деньги (до авторов они, правда, не дошли). Так, за 22 тыс. фунтов стерлингов ушла работа «Все обо мне» (1971) Ильи Кабакова, на настоящий момент — самого дорогого современного художника из России.

Огромные суммы, которые богатые фанаты прекрасного выкладывают за классику, никого не смущают. Однако ценообразование в новейшем искусстве зачастую ставит любителя в тупик. Почему «мусор» или «мазня» могут столько стоить?

Не мазня, а экспрессия: $ 3,1 млн


За что заплатили За четыре пореза на красном фоне «Пространственная концепция, ожидания». Художник Лучо Фонтана (1899-1968).

Почему так дорого Картина необязательно должна быть похожа на жизнь — с этим давно пора смириться. Зато искусство непременно должно быть выразительным. С начала XX века на холсте появлялись точки, геометрические фигуры, разводы, куски газет, пустоты, дыры и просто «уродство» — всё, что могло раздвинуть границы прекрасного. Авторов, которым удалось найти новые средства выразительности или убедительно комбинировать старые, как правило, ценят.  

Кто еще на этом заработал Жан-Мишель Баския (1960-1988) — представитель неоэкспрессионизма 1980-х. Его работы отсылают одновременно к уличному искусству и примитивным культурам. Баския добился признания, дружбы с Энди Уорхолом и неплохих доходов еще при жизни, но чем дальше, тем дороже стоит его живопись. Немалую роль играет имидж дерзкой и дикой звезды «из народа». Баския как Курт Кобейн: экспрессия, наркомания, громкий успех, смерть в 27 лет. «Cabra», изображающая победу Мухаммеда Али над Оскаром Бонавена, ушла за $ 10,9 млн. См. вторую иллюстрацию в галерее. 

В художнике должна быть загадка: $ 4,2 млн 


За что заплатили Ассамбляж с репродукциями «Портрета мальчика» Пинтуриккьо. Автор — сюрреалист Джозеф Корнелл (1903-1972), который делал причудливые и загадочные ассамбляжи-коробки из разных мелочей.

Почему так дорого По-настоящему великим искусство делает тайна и недосказанность. Сводить с ума может не только смутная улыбка супруги торговца шелком (это мы о «Джоконде»), но и довольно странные объекты. Главное — простор для воображения, который художник оставляет зрителю.

Кто еще на этом заработал Классик концептуализма Илья Кабаков в работе «Все обо мне» (1971), купленной в 1988 году самим председателем совета директоров «Сотбис» Альфредом Таубманом за £ 22 тыс., использует узнаваемый стиль советских информационных стендов. Но текст здесь  —  бытовые фразы, вырванные из контекста. Получается абсурд и почти сюрреализм — идеальная визуализация эпохи «застоя». См. вторую иллюстрацию в галерее.

Позвольте искусству не быть собой: $ 782 тыс.


За что заплатили  «Семена подсолнечника» Ай Вэйвэя (р. 1957) — это тонна фарфоровых семечек.

Почему так дорого Каждую из этих семечек вручную делали ремесленники провинции Цзянси за выплачиваемую музеем Tate Modern зарплату. Это уже не просто искусство, но акт международной политики! Покинув холст, искусство искало новые воплощения, ритуальные или интеллектуальные. Носителем эстетического может быть всё: идея, тело и эксперименты с ним, найденный предмет, политический жест. Разумеется, воспринимать такое сложно — слишком много надо знать.

Кто еще на этом заработал  Чтобы подписанную вашим именем старую доску с двумя комками земли продали почти за полмиллиона долларов ($ 421 тыс.), надо быть действительно великим. Как Йозеф Бойс (1921-1986), дедушка перформанса и всего интеллектуально-ритуального в современном искусстве. Объекты Бойса — одновременно психоанализ, шаманизм и экологическое высказывание. «Какая-то грязь на дереве» — определение, которое вполне может дать современному искусству среднестатистический человек. Это ли не признак величия автора? См. вторую иллюстрацию в галерее.

Глупое не значит плохое: $ 735 тыс.


За что заплатили «Прищепка» ветерана поп-арта Класа Олденбурга (р. 1929).

Почему так дорого А вот прищепка, согласитесь, прекрасна! Она отлита из бронзы и патирована, между прочим, золотом. Поп-арт с Энди Уорхолом во главе воспевал важное для масс — звезд и предметы промышленного производства. Уорхол доказал, что признания достойны не только произведения высокого искусства, но и легкомысленные, всем понятные вещи.

Кто еще на этом заработал  Лайза Лу далеко не первооткрыватель, да и стекляшки не бронза, но свои $ 12,5 тыс. ее сияющий вантуз получил. См. вторую иллюстрацию в галерее.

Мусор — это протест: $ 759 тыс. 


За что заплатили «Ramfeezled Shiggers» Джона Чемберлена (1927-2011). Он делал скульптуры из искореженного металла, частей разбитых машин, канистр, резины, оргстекла. Горы расписанного яркими красками железа  — воплощение принципов абстрактного экспрессионизма в скульптуре. 

Почему так дорого Художники тащили с улиц в свои мастерские самый разный мусор, используя его как материал. Так их произведения оказывались ближе к жизни, подчеркивали продажность арт-сцены или... экологично давали отходам новую жизнь в искусстве.

Кто еще на этом заработал Художник-провокатор Майк Келли (1954-2012) всегда работал за гранью хорошего вкуса и понятий о морали. Созданные им из старых мягких игрушек шары-оргии (беспроигрышное сочетание невинности и грязи) — самый нейтральный, наверное, опыт. Но не самый дешевый: «Серый и розовый» — $ 1,9 млн. См. вторую иллюстрацию в галерее.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Отзывы о «Самые странные лоты аукциона «Сотбис»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Лучшие образцы мирового и русского искусства, доступные москвичам круглый год.

Выбор редакции

4 сен — 28 окт | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 4 сен — 28 окт

Лучшие образцы японского искусства.

Выбор редакции

3 окт — 20 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, живопись 3 окт — 20 янв

Выбор редакции

25 сен — 13 янв | Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, декоративно-прикладное искусство, дизайн, живопись 25 сен — 13 янв

Рассказ о харизматичной покровительнице авангардистов.

Выбор редакции

19 сен — 20 янв | Новая Третьяковка, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 19 сен — 20 янв

Ретроспектива одного из главных русских авангардистов.

Выбор редакции

29 сен — 3 фев | Музей современного искусства «Гараж», инсталляция 29 сен — 3 фев

Первая в России выставка остроумного бельгийского концептуалиста.

19 мая — 31 окт | Центр МАРС, современное искусство, тематическая выставка 19 мая — 31 окт

Аудиовизуальные произведения зарубежных и российских художников.

13 сен — 13 ноя | Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, графика 13 сен — 13 ноя

Малоизвестные рисунки Александра Дейнеки.

Выбор редакции

7 сен — 13 янв | Новая Третьяковка, инсталляция, современное искусство 7 сен — 13 янв

12 сен — 27 янв | Музей современного искусства «Гараж», декоративно-прикладное искусство, историческая 12 сен — 27 янв

Что одежда расскажет об истории, культуре и политике XX века.

Выбор редакции

6 окт — 17 фев | Третьяковская галерея в Лаврушинском, живопись 6 окт — 17 фев

Пейзажи, магию которых не переплюнут никакие цифровые технологии.

Выбор редакции

13 сен — 11 ноя | Мультимедиа Арт Музей, инсталляция, современное искусство 13 сен — 11 ноя

Работы живого классика из собрания Центра Помпиду.