Интерактивные и мультимедийные проекты, отличные экспозиции живописи и декоративного искусства создадут праздничное настроение и станут отличным поводом выбраться из дома всей семьей.

Арт-эксперимент. Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы

Музей современного искусства «Гараж», с 24 декабря по 10 января

«Гараж» делает современное искусство близким и понятным широкой аудитории. Ежегодный интерактивный арт-эксперимент самый показательный в этом смысле пример — проект одновременно учит и развлекает зрителей всех возрастов. В этом году предлагается освоить не самый очевидный срез урбанистики — игровые площадки. На практике — лазить, карабкаться, прыгать, кататься на ярких, стильных и замысловатых конструкциях. В теории — проследить историю игровых площадок, которые с 1950-х были пространством творческой свободы и социальных экспериментов для дизайнеров, архитекторов и художников. Специально к московскому показу выставка, придуманная швейцарским куратором Гибриэлой Буркхальтер, пополнится материалами о советских дворовых каруселях, горках и качелях.

«Багатели» Василия Кандинского

ГМИИ им. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, 20 декабря  12 февраля

В 2016-м исполнилось 150 лет одному из изобретателей абстрактной живописи Василию Кандинскому. Третьяковка в честь юбилея привозила из Эрмитажа «Композицию VI» в пару к собственной «Композиции VII», а ГМИИ им. Пушкина показывает камерную, но небанальную подборку фигуративной живописи и абстрактной графики. В музыке «багатель» — небольшая пьеса для фортепиано, в творчестве Кандинского — оптимистическая серия живописи на стекле. Технику исполнения (изображение пишется маслом на обратной стороне стекла) Кандинский позаимствовал у баварских мастеров. Сюжеты легкомысленные: сценки с дамами, кавалерами и фантазийными персонажами. Дополняют «багатели» акварели и рисунки 1915-1920 годов.

Каждый вечер перед сном: Юрий Норштейн и «Спокойной ночи, малыши!»

Галерея на Солянке, 21 декабря 19 февраля

Двухминутная заставка к программе «Спокойной ночи, малыши!» вышла в эфир в 1999 году, но недолго (слишком элитарная) там продержалась. Лента обладает всеми качествами, за которые гениального мультипликатора любит мир, а выставка исправляет ее обидную недооцененность. Эскизы на пленке, графические наброски, монтажные и экспозиционные листы показывают, как мультфильм создавался, а интерактивные аттракционы воссоздают в реальности завораживающий и таинственный художественный мир Норштейна.

Сказки Андерсена

Музей АЗ, 20 декабря 20 марта

Каждая выставка в Музее АЗ, посвященном андеграундному советскому художнику Анатолию Звереву, жившему как образцовый гений, богемно и в нищете, из какой-то локальной темы или мотива разворачивает большую мультимедийную историю. Отправная точка новогодней экспозиции — графические иллюстрации к четырем сказкам Ганса-Христиана Андерсена: «Соловей», «Дикие лебеди», «Русалочка» и «Новое платье короля». Мотивы легкой, лирической графики Зверева подхватили Катя Филиппова, Андрей Бартенев, Татьяна Баданина и Рудольф Серажетдинов, чьи инсталляции оформляют пространство музея и создают соответствующую сказкам атмосферу.

Под одним небом. Западноевропейское и русское искусство из собрания Инны Баженовой

Фонд In Artibus, по 9 апреля

Подборка малоизвестной живописи, включающая «Бильярдиста» Оноре Домье, солнечный этюд Жоржа Сера, работы повлиявшего на Винсента ван Гога Адольфа Монтичелли, пейзажиста Мориса Утрилло и примитивиста Анри Руссо. Но это не просто выставка хорошей живописи из частной коллекции. В фонде соотносят упомянутых авторов с отечественным искусством XX века — от русского «сезаннизма» Петра Кончаловского и Александра Шевченко до «невидимой живописи» Владимира Вейсберга.

Заповедник. Анималистика из коллекции ГМЗ «Царицыно»

Музей-заповедник «Царицыно», по 1 февраля

Образцовая экспозиция для семейного посещения демонстрирует, зачем, как и где художники XIX-XX веков изображали животных. Модернисты «мамонтовского кружка», чтобы наполнить мир красотой, сплетали из изображений зверей диковинные узоры для керамики и предметов мебели. Анималисты первой половины XX века отправлялись с учеными в экспедиции и иллюстрировали научную литературу (фотографировать тогда было дороже). Советские дизайнеры украшали рыбами, птицами, стрекозами и утятами ткани, ювелирные изделия, керамику.