Выставки, на которых прикосновение, звук, дыхание и присутствие художника рождают эстетические переживания.

Сезон финского перформанса

Галерея на Солянке, до 9 декабря

Контекст Часть бесконечного фестиваля перформанса PYRFYR. Каждую страну представляют три автора. Финляндию — молодая художница Настя Садэ Ронкке, чьи работы подчеркнуто диалогичны, участник Венецианской биеннале Антти Лайтинен, вступающий в абсурдные состязания с природой, а также Катри Кайнулайнен и Максимилиан Латва, создающие из перформанса в перформанс гротескно-фантасмагорическое действо по мотивам своих снов.

Суть опыта Перформансист делает знаком, символом собственное тело. Отсюда противоречивость восприятия: видеть изображение поверженного кентавра на холсте — одни ощущения, смотреть, как мужчина в нелепом костюме кентавра ползает по полу галереи у вас под ногами (а так было в одной из работ Кайнулайнен—Латвы), — совсем другие, поверьте. Важно видеть перформанс в момент исполнения, а такая возможность на фестивале PYRFYR всегда есть.

На открытии сезона Настя Садэ Ронкке в трениках и майке-алкоголичке делала зрителям татуировки по мотивам их воспоминаний, дорогих или неприятных. Первые сохранялись в виде постоянных изображений, вторые должны были исчезнуть из памяти вместе с нанесенной временной татуировкой. Со 2 по 4 декабря Кайнулайнен и Латва, исследующие отношения мужчины и женщины, обратятся к сознанию, а возможно, и к бессознательному зрителей. Обещана демонстрация бурных эмоций — от экстаза до отчаяния. Смешно, неловко и страшно одновременно.

XYZT. Абстрактные пейзажи

B.E.R.E.G. DISTRICT, до 18 декабря

Контекст Мультимедиа- и диджитал-художники Адриен Мондо и Клер Барден делают выставочные и театральные проекты, построенные на взаимодействии зрителя или актера с цифровыми иллюзиями. В Москву они привезли совместный с хореографом Мурадом Мерзуки спектакль «Пиксель» (был показан на фестивале «Территория») и интерактивную выставку.

Суть опыта Здесь можно трогать, двигать, топтать, сдувать световые песок, траву, воду, буквы. Пустым аттракционом выставку не назовешь — графический минимализм инсталляций, каждая из которых состоит из точек и линий, выглядит стильно и оставляет пространство для зрительской фантазии. Проект, конечно, игровой и развлекательный, но точно фиксирует сегодняшнюю роль мультимедийных технологий: цифровая «природа» оказывается интереснее и важнее прототипа.

Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром. Импровизация. Звук

ГМИИ им. Пушкина, Галерея искусства импрессионистов и постимпрессионистов, до 31 марта

Контекст Выставка видео- и саунд-арта — классического и нового, отечественного и зарубежного — создана отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. Пушкина. После реконструкции в бывшей усадьбе Голицыных и бывшем же здании Института философии разместится постоянная экспозиция импрессионизма и постимпрессионизма, отсюда тема проекта — впечатления.

Суть опыта Большая часть работ — видеоарт с музыкальными мотивами, важнее на выставке не смотреть, а слушать. Усадьба в прямом смысле наполнена звуками: потусторонними гитарными риффами, фортепианными композициями, транслируемой по телефону оперой, музыкой, создаваемой посетителями из шелеста бумаги и звона колокольчиков. Полутемный, полупустой особняк, изуродованный советским ремонтом, похож на дом с привидениями, — и эта атмосфера не менее важна, чем содержание работ, среди которых есть, между прочим, настоящая классика мультимедийного искусства. Особо убедительна экспозиция по вечерам.