Значительная часть биеннале — работы юных, но уже знакомых зрителю столичных авторов, а самые любопытные выставки демонстрируют международное или провинциальное искусство.

«Глубоко внутри»

Трехгорная мануфактура, 1 июля 10 августа

Основной проект биеннале, самый представительный и амбициозный, собрал британский куратор Надим Самман, успевший вместе с Александром Пономаревым сделать проект-мечту «Антарктопия» и утопить в океане сундук с выставкой, которую никто так и не увидел. Проблемы для размышлений Самман выбрал актуальные и масштабные: экономические и экологические катаклизмы, технологии, сулящие новые угрозы, неустроенность и нестабильность. Если коротко, «куда катится мир, по мнению людей до 35 лет».

Но интересен, конечно, не диагноз, а предполагаемый выход из кризиса. Вместо привычного для российского контекста тезиса «валить отсюда» куратор предложил создать «тысячу новых концепций дома». Обустроить мир заново Самману помогли 87 художников и арт-групп из 36 стран.

Бонус — место проведения выставки: Трехгорная мануфактура сама по себе заслуживает посещения. Кстати, вместе с основным проектом здесь показывают несколько симпатичных выставок параллельной программы.

«Время обоснованных сомнений»

ГЦСИ, с 30 июня — 14 августа

Стратегический проект кураторов Сильвии Франческини и Валерии Манчинелли — современное политическое искусство, туманное и слишком заумное, чтобы быть опасным. В Европе времена активистских движений — смелых и действенных — давно прошли. Лицо врага размыто, так что с размаху рискуешь попасть в свое. У нас искусство, заряженное на антагонизм с системой, — тот же Павленский — выглядит уместно, но толкает на путь мученичества, а не преобразования реальности. В такой ситуации сомнение (равное, впрочем, бездействию) — пусть и неоднозначный, но приемлемый для всех компромисс.

«Г И П Е Р С В Я З И»

ММСИ в Ермолаевском переулке, 30 июня — 14 августа

Еще один стратегический проект — выставка куратора из Португалии Жуана Лаия  — далек от экологических агиток, хоть и говорит о природе. Природа здесь — космос, а человек и созданная им цивилизация — часть этого космоса. Из всех выставок биеннале проект Лаия ближе всего подбирается к вечным ценностям. Если ждете от искусства разговоров вселенской значимости, вам сюда. 

Искусство из глубинки

Биеннале пройдет, но воспитанники московских институций современного искусства, чьи работы щедро представлены в специальной и параллельной программе, останутся с нами. Поэтому гораздо любопытнее посмотреть проекты, представляющие региональных авторов.

«Говорит Ижевск» (ЦТИ «Фабрика», 1-31 июля) — первое знакомство с художественной жизнью города; проект, показывающий, как развивается искусство в промышленном центре, вроде бы далеком от актуального и прекрасного.

Воронеж уже давно успел обрести свое художественное лицо благодаря авторам вроде Кирилла Гаршина, Ильи Долгова или Арсения Жиляева. Поэтому выставка «В славном городе Воронеже» (ЦСИ «Винзавод», 29 июня — 31 июля) намерена не знакомить с городом, а создавать и развенчивать мифы о нем.

Странным образом в тему провинциального искусства вписывается выставка художников из Тегерана, родившихся после Исламской революции 1979 года, «Extension.ir. Тегеран. Столица заглавными буквами» (галерея «Триумф», 29 июня 24 июля). Пусть в Иране и казнят публично людей, но искусство там обнаруживается достаточно современное, чтобы быть показанным в галерее «Триумф». Тегеран для 11 художников-участников — это и динамичный город с богатой историей, и пространство несвободы, тотального контроля.

Новые арт-площадки

Вместе с биеннале для зрителей открываются новые художественные пространства.

ЗИЛАРТ ХОЛЛ (часть квартала ЗИЛАРТ, который возводят на месте Завода им. Лихачева) — будущий музей современного искусства, филиал «Эрмитажа». Здесь покажут цифровую интерпретацию старой живописи итальянца Давиде Квайолы «Pleasant Places» (1 июля 10 августа). Аляповатая компьютерная графика художника поверхностно современна, интерактивна и одновременно соответствует классическим представлениям о красоте.

В арт-парке «Символ» (территория бывшего завода «Серп и молот»), не заморачиваясь, выставят паблик-арт по мотивам советской символики. Среди участников значатся краснодарцы Recycle, уже титулованные, но еще молодые, и брутальные crocodilePOWER. Вряд ли стоит ждать глубокого осмысления темы, но точно будет эффектно и занимательно. В итоге из проекта «Символ» (28 июня — 20 августа) должен вырасти целый парк паблик-арта.