Англиканская церковь Святого Андрея

Оценка редакции
Англиканская церковь Святого Андрея

Уникальный кусок провинциальной Англии в Москве.

В самом центре Москвы, в Вознесенском переулке, находится одно из наиболее уникальных мест Москвы — англиканская церковь Святого Андрея, построенная в стиле викторианской готики во второй половине XIX в.

Нынешнее здание церкви было построено в 1882-1884 гг. по проекту малоизвестного английского архитектора Ричарда Нила Фримана. По некоторым данным, Фриман вообще даже не приезжал в Россию, а просто продал один из своих типовых проектов в стиле викторианской готики. Строил он в основном в районе Манчестера, и, по сути, московская церковь является самым известным его творением.

Новую церковь освятили в честь Святого Андрея, покровителя Шотландии, благо в московской британской общине в конце XIX века было много шотландцев.

Одним из самых интересных элементов церкви является ее деревянный потолок. Акустика внутри изумительная. Не зря в 1960 г. сюда въехала звукозаписывающая фирма «Мелодия» и именно в этой здесь устроила студию звукозаписи, позволяющую производить запись даже симфонических оркестров. Примечательно, что после закрытия церкви в 1920 г. здесь разместились коммуналки. Конечно же, нормального жилья с помощью простых перекрытий и перегородок в церкви сделать не получилось, поэтому в здании обитала беднота, которую расселили по «хрущевкам» в конце 1950-х, освободив тем самым здание для «Мелодии».

Фирма «Мелодия» занимала здание до последних лет, тем не менее, службы снова стали проходить в церкви в 1991 г., а в 1993 г. был назначен постоянный пастор.

В 1885 году в церкви Святого Андрея был установлен орган. В советское время он был уничтожен, ни фотографий, ни документов об органе не осталось. В настоящее время богослужения сопровождаются игрой на рояле и пением непрофессионального церковно-приходского хора.

Каждый четверг в 19:30 проводятся благотворительные концерты классической музыки. Собранные средства идут так же в фонд реставрации церкви Святого Андрея.

Отзывы о «Англиканская церковь Святого Андрея»

Елена Елена 1 сентября, 09:17

«Времена года: от барокко до неоклассики» - концерт твopческого кoллектива «Luminis Artis»
--------------------------------------------------------------
Наконец-то мне удалось побывать на концерте в Англиканской церкви Святого Андрея и убедиться в ее уникальной акустике!!!
Это eдинствeнный aнгликанский хрaм в Мoскве, пaмятник apхитектуры peгионального знaчения. Здaние пocтроено в виктopианском cтиле, cтилизовaнном пoд aнглийcкую гoтику и нaпоминает сpeдневековый зaмок. Впечатление, что ты перенесся на несколько веков назад при входе в собор лишь усиливается - пoтолок из вeковых дубвыхo стpoпил и бaлок coздает пoлную иллюзию сpeдневековья.
После виртуального путешествия во времени зрителям предстояло отправиться в музыкaльноe путeшествиe «сквозь три столетия - от барокко до современности», в которое их пригласили талaнтливыe музыкaнты твopческого кoллектива «Luminis Artis»:
Марина Шиганова (скрипка)
Александр Гулин (виолончель)
Дмитрий Максименко (рояль)
В этот вечер в Англиканской церкви Святого Андрея состоялась премьера программы «Времена года: от барокко до неоклассики». Слушатели совершили «медитативное путешествие по сезонам и временам суток, представленное тремя веками музыки». В темном зале, где пятна света освещали лишь пюпитры с нотами, да горело несколько электрических свечей, расставленных на сцене, ничто не отвлекало от полного погружения в зaхватывaющую истopию, раccказанную языкoм музыки! И это было прекрасно! Cовсем еще молодые музыканты блестяще исполнили сложнейшие произведения! Браво!!!
АнтониоВивальди, Петр Чайковский, Астор Пьяццолла, Арам Хачатурян…. - пoд свoдами Англиканcкoй цepкви Святогo Андpeя звучaли иcтинные шeдевpы миpoвого музыкальнoго нacледия, которые никoго не ocтавили paвнодушным (см. программу концерта на фото).
В переводе с латыни «Luminis Artis» означает «Искусство света». Основная идея проекта – создавать вокруг себя Свет своим искусством и делиться им со всеми.
Проект «Luminis Artis» объединяет в себе лучших профессиональных музыкантов, лауреатов международных конкурсов, участников престижных фестивалей, неравнодушных исполнителей с огромными сценическим опытом.
Концерты музыкантов «Luminis Artis» можно услышать в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла, Театральной хоромине Музея-усадьбы Коломенское и еще на многих уникальных площадках.
«Luminis Artis» предлагает своим слушателям программы с различным исполнительским составом и на любой вкус. Репертуарный ряд этого независимого музыкального проекта охватывает широкий спектр академической музыки с использованием программ от эпохи барокко до наших дней. На данный момент репертуар включает более 50 готовых инструментальных и инструментально-театральных программ!!!
Ближайшие планы коллектива можно узнать на сайте https://luminis-artis.ru.

Елизавета Ефремова 29 августа, 01:03

Концерт "Времена года: От барокко до неоклассики" в англиканской церкви Святого Андрея

Музыка была всегда, она сопровождала человека на протяжении всего его существования: обряды, праздники и отдых не обходились без музыкального сопровождения. Менялись века, инструменты, развивалась цивилизация, но музыка передавалась из поколения в поколение, меняясь, развиваясь и становясь все более прекрасной.
Первые песни были религиозными. Люди, благоговея и трепеща перед природой, пели молитвы и совершали жертвоприношения стихиям. Затем музыка переместилась под своды церквей. Именно европейской церковной музыке принадлежит важная роль в истории музыкального искусства. Лишь в XI веке музыка вышла из стен соборов и распространилась по домам вельмож, театрам и стала доступна всем. Но и поныне классическая музыка, звучащая под сводами собора, вызывает особенные эмоции, не похожие ни на что.
Именно в поиске эмоций я хожу в англиканскую Церковь Святого Андрея на концерты классической музыки. На этот раз творческий коллектив Luminis Artis (Искусство света) представил нам программу "Времена года: От барокко до неоклассики". Если меломану сказать "Времена года", он ответит - Вивальди. Именно с "Весны" Антонио Вивальди начался концерт. Весна сменилась летними произведениями Чайковского - прозвучали "Июнь" ("Баркарола"), "Июль" ("Песнь косаря"), "Август" ("Жатва"). Затем наступила "Осень" из цикла "Времена года в Буэнос-Айресе" Пьяццоллы. Годовой круг замкнул все тот же Вивальди, но это уже был Вивальди, шагнувший в двадцать первый век. "Зима-Рекомпозиция" - в версии Макса Рихтера отчетливо слышались фрагменты знакомого концерта, однако неожиданная энергия и настойчивые повторения ритмических рисунков придавали произведению современное звучание и заставляли по-новому взглянуть на музыку эпохи барокко.
В этот вечер в церкви Святого Андрея менялись не только сезоны, менялось и время суток. Мир просыпался под "Пробуждение" Габриеля Форе с "Утренней песней" Эдуарда Элгара и клонился к вечеру под "Ноктюрн" Арама Хачатуряна. Загадочный "Лунный свет" Дебюсси освещал наступающую ночь.
Венок из прекрасных мелодий для нас сплели талантливые музыканты творческого коллектива Luminis Artis Марина Шиганова (скрипка), Александр Гулин (виолончель) и Дмитрий Максименко (рояль). Всем спасибо!

Elizaveta E. 31 июля, 01:10

У меня становится хорошей традицией раз в неделю ходить в церковь Святого Андрея на концерт. Мне там нравится все, нравится Вознесенский переулок, нравится дорога туда, нравится и сама церковь, немного потертая, но какая-то очень настоящая и живая. А какая там акустика! Звук легко уносится под своды и звучит особенно ярко, объемно и таинственно. Каждый раз думаю: какое должно быть наслаждение там петь. И как замечательно звучит здесь орган. Это что-то волшебное. Мне казалось, что звук пронизывает меня насквозь и заставляет трепетать каждую клеточку. Да и программа на этот раз нам была предложена невероятно интересная. Собственно концертное объединение "Онегин" и проект "Классика в старинных стенах" иных и не предлагает. Программа называлась "Тени старой Европы: орган в полумраке собора" и каждое слово здесь – истинная правда. В таинственном полумраке собора трепетали свечи, звучала музыка европейских композиторов, которые казалось незримо присутствовали в зале.
На этот раз ведущим инструментом был орган, за пультом которого сидел органист Англиканской церкви святого Андрея Дмитрий Максименко. Орган в этот вечер звучал и соло, и аккомпанировал вокалистке, и сплетался в восхитительной вязи со скрипкой и гобоем. Как же я люблю теплый и певучий звук гобоя и, к моей радости, Мария Шарпило не раз выходила с ним на сцену. Гобой подпевал мягкому меццо-сопрано Марины Кузьминых, переплетался со звуками скрипки, когда волшебный смычок сосредоточенной и неулыбчивой Полины Фирстовой очаровывал слушателей.
Программа была искусно соткана из произведений знаменитых, а порой и менее известных, но не менее талантливых композиторов. Бах, Вивальди, Антальфи, Гомез, Луцци, Сент-Санс – у какого меломана не начинает трепетать сердце только лишь от перечисления этих имен. Тем вечером я открыла для себя новое имя: Луи Вьерн, титулярный органист Собора Парижской Богоматери и автор множества композиций, написанных в жанре фортепианной, вокальной и камерной музыки. Его "Соборы" (Cathedrales op. 55, №3) из цикла "24 фантастические пьесы для органа" – это нечто невероятное, даже невозможно подобрать слова, чтобы описать чувства, которые меня захлестнули во время исполнения этого произведения.
И конечно же в этот вечер под сводами Англиканской церкви Святого Андрея звучала Ave Maria. Марина Кузьминых исполнила Ave Maria трижды. Это были гимны авторства Луиджи Луцци, Уильяма Гомеза и Владимира Фёдоровича Вавилова, выдававшего себя за неизвестного композитора XVI века (да, да: Город Золотой тоже он написал).
Надеюсь, что те, кто дочитали мой отзыв до конца, испытывают чувство острой зависти к нам, которые это все услышали. Но знаете: я и сама себе завидую – не так уж и часто приходится бывать на столь прекрасных концертах, как "Тени старой Европы: орган в полумраке собора".

У каждого москвича есть свой излюбленный летний маршрут. Мне нравится свернуть с душной и суетной Большой Никитской в тихий, уютный Вознесенский переулок, пройти еще чуть-чуть и оказаться в тенистом дворе около Англиканского собора. В летнюю жару тут можно отдохнуть на лавочке, а вечером пойти на концерт, тем более, что афиша собора насыщенна и разнообразна. Вчера я побывала здесь на программе «Музыка летней ночи в Сент-Эндрюс», организованной концертным объединением «Онегин» и проектом «Классика в старинных стенах».
Перед началом Дмитрий Максименко, ведущий программы, пианист и органист Англиканской церкви Святого Андрея, сказал, что как таковой темы у концерта нет, а просто участники решили исполнить самые свои любимые произведения. И этот подход полностью себя оправдал. Во всяком случае для меня. Мы услышали потрясающие арии из самых любимых опер, чудесные романсы, прекрасные произведения для скрипки. Для полного восторга не хватало только хора из «Набукко», но трех вокалистов по любому для хора будет маловато.
В этот вечер под сводами собора звучала прекрасная музыка Чайковского, Рахманинова, Дебюсси, Делиба и многих других гениальных композиторов. Мерцающие свечи создавали особый романтический настрой.
Надежда Гамаюн (сопрано) и Марина Кузьминых (меццо-сопрано) начали концерт с чудеснейшего дуэта Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама», а в дальнейшем исполнили Цветочный дуэт из оперы Делиба «Лакме». Тенор Данил Хахилев порадовал нас романсом Рахманинова «Не пой, красавица…», ариями Германа из оперы «Пиковая дама» и Ленского из оперы «Евгений Онегин». С особым восторгом слушатели приняли арию Виолетты из вердиевской «Травиаты», артистично представленную Надеждой Гамаюн, а в финале нам была предложена и «Застольная» из этой же оперы, которую Надежда спела в дуэте с Данилом Хахилевым.
Звучала в концерте и скрипка. Нежно и при этом уверенно Полина Фирстова исполнила произведения Дебюсси и Элгара.
Надежда Гамаюн, Марина Кузьминых и Данил Хахилев закончили концерт самой летней, самой солнечной и самой знаменитой неаполитанской песней «О соле мио».
Весь вечер вокалистам чутко и мастерски аккомпанировали Наталья Латифова и Дмитрий Максименко.
Концерт «Музыка летней ночи в Сент-Эндрюс» начинался в непривычное для меломанов время — в 20.30. Но зато можно было перед началом не спеша погулять по Москве и полюбоваться Англиканским собором сначала в лучах заходящего солнца, а потом при ночной подсветке.
На следующей неделе на том же месте, в тот же час заявлен концерт «Тени старой Европы. Орган в полумраке собора», организованный тем же самым объединением «Онегин». Надо бы не пропустить.

Елизавета Ефремова 2 ноября 2024, 12:30

Концерт "Тайны соборов" в Англиканской церкви святого апостола Андрея

Московским меломанам грех жаловаться - разнообразие музыкальных событий таково, что можно хоть ежедневно ходить в концертные залы и исполняемые программы никогда не повторятся. Но концертные залы это одно, а музыка, звучащая в здании собора, воспринимается всегда иначе - торжественнее, объемнее и значительнее.
Англиканская церковь святого апостола Андрея находится в самом центре Москвы в Вознесенском переулке. Построенная в викторианском стиле, стилизованном под английскую классическую готику она поражает своей величественностью и стройностью. Её высокая четырехгранная башня, украшенная остроконечными пинаклями с флюгерами, видна издалека. После революции богослужения здесь не проводились, а в здании располагался склад, а потом общежитие.
Великолепная акустика церковного зала была оценена по достоинству и буквально вернула здание к жизни, когда 1960-м году его передали студии грамзаписи "Мелодия". Именно здесь записывались все ведущие музыканты, пока в 1994 году, по просьбе королевы Елизаветы II, здание не вернули англиканской церкви. Богослужения тут ведутся на английском языке, а для музыки не существует языковых барьеров, а потому вечерними концертами может наслаждаться каждый.
Дождливым осенним вечером я буквально доплыла в Вознесенский переулок, чтобы услышать концерт "Тайны соборов", организованный Концертным объединением "Онегин". И само собой разумеется, что в этот вечер в церковном зале церкви царил оран. Дмитрий Максименко - органист Англиканской церкви св. Андрея, в это вечер выступал и соло, и аккомпанировал вокалистам, и составлял дуэт со скрипкой. Программа вечера была невероятно насыщенной и временной диапазон исполняемых произведений простирался от века семнадцатого до двадцатого. Конечно же мы услышали музыку короля органов Иоганна Себастьяна Баха, а так же его современников Антонио Вивальди, Арканджело Корелли, Франческо Мария Верачини и Георга Фридриха Генделя, их предшественника Джованни Баттиста Перголези, последователя Александра Гильмана и практически нашего современника Уильяма Гомеса.
Волшебство вечера поддерживали многочисленные свечи, зажженные перед гранёной апсидой. Сопрано Ольги Бегуновой, чудесно сочеталось с меццо-сопрано Марины Кузьминых, скрипка Полины Фирстовой оплетала голоса волшебным звучанием струн, а орган возносил музыку через стрельчатые окна и сквозь переплетение вековых дубовых стропил и балок в бесконечный космос.
Не зря говорят, что музыка окрыляет и я верю в безграничную силу искусства. На обратном пути к метро я уже чувствовала себя не мокрой курицей, шлепающей по лужам, а каравеллой, плывущей по волшебным волнам. Всем Спасибо!

Анна Анна 12 марта 2019, 05:12

Концерты проводят на имитаторе органа, на порнофоне. Слушать такое - сомнительное удовольствие! Настоящий б/ушный орган из Германии еще в процессе установки, ждём с нетерпением её окончания. "Собранные средства идут так же в фонд реставрации церкви Святого Андрея" -- ха-ха! Столько лет проводят концерты и даже туалет не могут отремонтировать, чтоб как в Европе было... Отчеты этот т.н. "благотворительный" фонд на своём сайте не публикует, есть что скрывать? В общем куда идут деньги, которые люди платят за билеты, лично для меня загадка.

ignor 11 ноября 2011, 09:08

Англиканская церковь - прекрасный храм искусства и религии. Замечательная акустика, хорошие концерты и исполнители, единственный минус - электронный орган с трубами из пластика, прикрученными на балконе...билеты под новый год доходят до 1000 рублей, и за органный "синтезатор" это огромные деньги! Исполнители там шикарные, но их можно послушать и в других органных залах (Кравченко часто играет в Консерватории, Сидельникова - в Соборе Петра и Павла, туда люблю ходить). Видно, что организаторы зарабатывают деньги на искусстве и людях, прикрываясь благотворительностью...Жаль, что у нас в России все так...

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про лучшие
концерты

Англиканская церковь Святого Андрея - адрес на карте

Фотографии к «Англиканская церковь Святого Андрея»