Московская консерватория

Оценка редакции
Московская консерватория

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского — главный концертный зал столицы, в котором проходят концерты классической музыки.

Консерватория также и высшее музыкальное учебное заведение, вторая по времени основания консерватория России (1866). Наряду с Петербургской консерваторией является одним из ведущих музыкальных вузов страны.

Николай Рубинштейн создал Московскую консерваторию в 1866 г. на базе организованных им же в 1860 году совместно с В. А. Кологривовым Музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО).

За время существования Консерватории из ее стен вышли выдающиеся музыканты и исполнители, многие из которых позже стали преподавать в ВУЗе. В числе них Дмитрий Шостакович, Александр Скрябин, Михаил Старокадомский, Арам Хачатурян, Леонид Коган и многие другие видные музыканты, дирижеры, композиторы и музыкальные деятели современного времени и прошлых лет.

Сейчас Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, помимо того, что как и раньше дает одно из лучших музыкальных образований в Европе, продолжает заниматься и концертной деятельностью. Ежедневно в трех залах Консерватории — Большом, Малом и Рахманиновском — проходят концерты ведущих российских и зарубежных исполнителей и коллективов.

Ближайшие события

вт, 25 февраля, 19:00
ср, 26 февраля, 19:00

Отзывы о «Московская консерватория»

Елена Елена 11 ноября 2019, 01:09

В День Рождения звезды - легендарного скрипача ХХ века Юлиана Ситковецкого - в Большом зале Московской консерватории также собрались одни лишь звезды – Вадим Репин и камерный ансамбль «Солисты Москвы». За дирижёрским пультом был сам маэстро Юрий Башмет.
Вечер в честь Ситковецкого прошел в рамках фестиваля «Скрипач на все времена».
Увы, мало кому из ныне живущих довелось слышать его игру, ведь умер он умер в 58-м году, не успев достигнуть возраста Христа. Но его искусство стало исполнительским эталоном. Практически не сохранились записи его выступлений - многие были уничтожены, после того как вдова Юлиана Ситковецкого – известная пианистка Белла Давидович с сыном Дмитрием покинула Советский Союз.
Но все-таки в начале второго отделения у собравшихся в БЗК на концерт в честь 94-летия «скрипача на все времена» была возможность послушать небольшой фрагмент с записью игры Ситковецкого.
«У Юлиана Ситковецкого даже никогда не было своей скрипки: слишком дорого. Как тогда было принято, их ему выдавали из госколлекции. Но, как рассказывают, на любой, даже самой дешевой, он играл виртуозно.
Игру Юлиана Ситковецкого называли не просто великой, но демонической».
А в этот вечер свое мастерство демонстрировал публике Вадим Репин, «лучший скрипач из ныне живущих», так написала о нем немецкая газета Tagesspiegel). А великий Иегуди Менухин, американский скрипач и дирижёр (это я уточняю для таких же дилетантов, как я) называл его «самым совершенным скрипачом» из всех, кого он слышал.
Вадим Репин и Юрий Башмет сотрудничают уже не один год. «Мы общаемся с Юрой глазами, – говорит Репин. – И так уже много лет. Мы понимаем друг друга. Потому что много вместе пережили. Много музыкального».
И зрители концерта смогли воочию убедиться, что это не просто красивые слова.
Вместе с Камерным ансамблем «Солисты Москвы» Вадин Репин, играющий на великолепном инструменте 1733 года - скрипке Rode работы Антонио Страдивари, исполнил в первом отделении концерта «Размышление» и «Вальс-скерцо» П.И. Чайковского и «Цыганку» М. Равеля.
И, разумеется, его игра вызвала в зале целый шквал аплодисментов!
Еще одно произведение прозвучало уже «на бис».
Во втором отделении «Солисты Москвы» исполнили Серенада для струнного оркестра П.И. Чайковского.
Уже не первый год День Рождения Юлиана Ситковецкого становится поводом для музыкального подношения со стороны народного артиста СССР, маэстро Юрия Башмета, и его камерного ансамбля, лауреата премии «Грэмми»- «Солисты Москвы».
В следующем, 2020 году, «скрипачу на все времена» исполнилось бы 95 лет. Уверена, что этот юбилей будет ярким событием в музыкальной жизни столицы!
Дай только бог здоровья Юрию Абрамовичу!

Ия 20 сентября 2019, 01:53

Приношение Н.А. Римскому-Корсакову в БЗК
Николай Андреевич, наш главный сказочник, был не только композитором и членом Могучей Кучки, еще он работал, а точнее, наверное, служил инспектором духовых оркестров Морского ведомства Российской империи. А оркестры эти, принадлежащие Военно-Морскому флоту, в свою очередь, весьма интересная историческая штука. Возникли раньше города Санкт-Петербурга, по прямому и непосредственному приказу Петра I нашего. Московские певчие были отобраны для службы в Адмиралтействе по музыкальной части, и обучения игре на духовых инструментах, и наверняка, оказались на болотах и брегах Невы будто бы отчаянная компания морских разбойников.
Сейчас уже совсем не то. Духовой оркестр состоит из опытных музыкантов, а репертуар включает разные прекрасные произведения, в том числе непосредственного патрона оркестра.
Мне лично была особенно интересно первое отделение концерта, в котором прозвучали три концерта для разных духовых инструментов: кларнета, гобоя и тромбона. Как известно, Н.А. Римский-Корсаков научился лично играть на флейте, кларнете и тромбоне, и в помощь себе в том числе, как исполнителю, написал виртуозные сочинения для них. Жаль одного: концерты – короткие, звучат недолго.
На кларнете солировал Сергей Петров. Не смогла определить, французский или немецкий кларнет у него был в руках, но звучал инструмент хорошо.
Концертштюк для кларнета продолжился концертом для гобоя, инструментом со сложным характером и гнусавым, узнаваемым тембром . (дудук - родственник гобоя) Играл на нем Владимир Вяткин. И замечательно.
Все это были деревянные духовые. Тромбон - медный, и он вызывает уважение публики. Блеск металла, размер, выдвижная кулиса, которую солист (в этом концерте на нем играл выдающийся музыкант Эркин Юсупов) туда-сюда двигает. Эффектно, что и говорить.
Дирижер оркестра – фигура тоже весьма эффектная.
Капитан I ранга, высокий, сухощавый Алексей Карабанов когда-то играл на кларнете, между прочим, у него настоящая военная выправка, блог в жж и усы почти как у Сальвадора Дали. Почти. В пределах мужской элегантности.
Мужчины-оркестранты смотрят на руководителя внимательно, скромно, почти боязливо, видимо, дисциплина. Лишь скрипка держится независимо. Петр Федотов высокомерно улыбается, знаменитые мелодии «Шехерезады» интонирует низко, и получает удовольствие от своей работы. Нам тоже нравится. Музыка этой сюиты – очень известная и очень красивая. Часть с морем и кораблем Синдбада обожаю. Вот и турки ценят, похоже, раз взяли эту музыку в качестве саундтрека к сериалу «Тысяча и одна ночь». Живопись, а не музыка, Айвазовский отдыхает.
Помимо духовых и скрипки, играют на арфе, ударных (раз! И в воздух поднялись огромные тарелки-литавры, рядом бледная нимфа блестит очками и стучит в треугольник) и контрабасики все это поддерживают фундаментально, без них никак.
Уверена, в парках это позвучало бы еще более вдохновляющее, и в Большом Зале прияные чувства обеспечены.

inessa 15 апреля 2019, 01:57

8 апреля в Московской консерватории состоялся концерт «Гершвин-Гала». Насколько мне известно, концерты, посвященные Джорджу Гершвину, но этот отличался от них – «Гершвин-Гала» объединил музыку двух великих композиторов ХХ века – Джорджа Гершвина и Игоря Стравинского. Нью-Йорк был родиной для Гершвина, сына эмигрантов из Одессы. США стали второй родиной для Стравинского, прожившего там 30 лет. Америка объединила судьбы двух столь разных гениев, и их музыку в Москве представила интернациональная команда исполнителей.

А команда действительно была интернациональной: играл симфонический оркестр «Русская филармония», пел академический большой хор «Мастера хорового пения», дирижером был Дмитрий Корчак – кстати, прекрасный оперный певец.

В первом отделении оркестр исполнил «Дивертисмент» – оркестровую сюиту из балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского. Это эффектное сочинение по сказке Г. Х. Андерсена «Ледяная дева» написано на основе мелодий П.И.Чайковского, которого Стравинский очень любил.

Также прозвучала «Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром» - одно из самых известных произведений американского композитора Джорджа Гершвина. В оригинале она носит название «Rhapsody in Blue», т.е. «Рапсодия в голубых тонах». На русском же ее часто называют «Голубой рапсодией», но слово «blue» обозначает не только «синий, голубой», но и «грустный, печальный». Поэтому и само слово блюз буквально обозначает «грустная мелодия; тоска, печаль». Какой-то грустью действительно пронизана вся «Рапсодия», которая, кстати, является одним из самых известных произведений Гершмана (и исполнена впервые еще в 1924 году!).

Важную роль сыграло и то обстоятельство, что партию на фортепиано играла прекрасная Басиния Шульман – выпускница Московской Консерватории, участница музыкальных фестивалей в Кройте (Германия), Кольмаре, Вальберге (Франция), Москве, Санкт-Петербурге, Амстердаме и многих других. Кроме того, в течении многих лет Басиния Шульман является продюсером различных музыкальных проектов и программ, которые с успехом идут на таких площадках как Международный дом музыки и Концертный зал дома композиторов.

Второе отделение было не менее насыщенным: оркестр и хор представили концертную версию знаменитейшей оперы Гершвина «Порги и Бесс». Солистами выступили приглашенные артисты из США: Джанина Барнетт (сопрано) и Реджинальд Смит (баритон). Я множество раз слышала исполнение отдельных арий из «Порги и Бесс» нашими исполнителями, но они так «не цепляли» - здесь же на руку сыграло то обстоятельство, что артисты, как и герои оперы, также были темнокожими, а это все-таки и выглядит аутентичнее, и придает изюминку вокалу: в общем, идеально, так и надо делать :)

Мне кажется, Джанина Барнетт всех просто покорила своим восхитительным сопрано, а Реджинадьд Смит, вышедший на сцену в красной рубашке и красных кроссовках – необыкновенной харизмой и грацией (да-да!). Ранее я не обращала внимания, какими зажигательными могут быть арии из «Порги и Бесс»)). Артистам подарили великое множество цветов и очень долго не отпускали со сцены!

Елизавета Ефремова 11 апреля 2019, 01:57

В Большом зале Консерватории состоялось совершенно замечательное событие: концерт «Гершвин-гала». В нем удивительным образом совместились произведения Игоря Стравинского и Джоржа Гершвина, композиторов настолько разных, что объединять их, пожалуй, может только российское происхождение и американское гражданство, да еще маэстро Дмитрий Корчак – замечательный тенор, активно выступающий в последнее время и как дирижер. Первое отделение началось с фрагментов к балету «Поцелуй феи» Стравинского, музыка которого явно навеяна Чайковским, причем музыка не просто стилизована, а переосмыслена композитором: «Поцелуй феи» можно назвать музыкальным приношением великому русскому симфонисту и мелодисту. В ней Стравинский напрямую цитирует романс «Нет, только тот, кто знал» и «Колыбельную в бурю», так же в «Поцелуе феи» слышны темы из «Пиковой дамы» и «Спящей красавицы». В результате получается некий квест для слушателей типа «Угадай мелодию». После «Поцелуя феи» начался собственно Гершвин, заявленный в названии концерта. Прозвучала «Рапсодия в стиле блюз» («Rhapsody in Blue»), в названии которой обыгрываются два значения английского слова «Bluе» лирическая песня (блюз) и голубой цвет – это наиболее часто исполняемое во всем мире произведение, написанное американским композитором. В рапсодии Гершвина впервые произошло органичное соединение состава оркестра, ассоциирующегося с произведениями Моцарта, Бетховена или Чайковского, и блюзового стиля. На фортепиано солировала Басиния Шульман, представительница русской фортепианной школы, окончившая Московскую консерваторию. Так что круг «русского следа» эдаким удивительным образом замкнулся. Второе действие концерта оказалось истинной «вишенкой на торте» - прозвучала концертная версия знаменитой оперы Гершвина «Порги и Бесс». Солировали Джанина Барнетт, обладательница красивого, глубокого, бархатного сопрано и баритон Реджинальд Смит, покоривший публику артистичностью, пластичностью, красотой голоса и виртуозностью вокала. Активным действующим лицом был в этот вечер и Академический хор «Мастера хорового пения». Американские солисты и российские певцы не слабо зажгли слушателей, которым посчастливилось в этот вечер попасть в переполненный Большой зал Московской консерватории. Несмолкаемые аплодисменты и крики браво могли выразить лишь малую толику благодарности замечательным солистам, хору, а также Симфоническому оркестру Москвы «Русская филармония» и маэстро Дмитрию Корчаку.

Елена 19 ноября 2017, 09:18

О концерте Дмитрия Алексеева ("Великие романтики")
Великолепному пианисту в августе этого года исполнилось 70 лет. Возможно, этому событию московские поклонники Дмитрия Алексеева обязаны радостью видеть и слышать его в стенах Большого зала Московской консерватории: выпускник консерватории приехал в свою альма матер (он сейчас живет в Великобритании, преподает в Лондоне). Так что концерт был как бы праздничным, это чувствовалось по заполненности зала, почтительному вниманию публики, овациям и цветам на поклонах.
Меня привлекла туда возможность послушать "романтиков": в двух отделениях концерта звучали Шопен, Скрябин и Шуман. Будучи простодушной любительницей Шопена, я сперва почувствовала себя несколько разочарованной тем, как составлена программа. Полонез-фантазия - это и мало, и не слишком эмоционально. Однако нехватка Шопена (для меня) с лихвой была компенсирована исполнением "на бис" четырех (!) пьес. Понятно, что пианист устал, но зрители никак не хотели его отпускать. Я очень люблю эту атмосферу единения и счастья, которая бывает в конце выступления, если концерт прошел, как надо - так было и на этот раз.
Помимо Шопена, большой приманкой стал Скрябин: я его плохо знаю, а хотелось бы лучше. Прелюдии Скрябина требуют виртуозной техники. Я благодарна пианисту за дополнительный мотив повнимательнее изучить творчество Скрябина. Хотя главная благодарность - за искусство, за красоту и эмоции!

Анна Коломиец 22 октября 2017, 03:11

Отличное место. Довольно часто бываю здесь. Из последнего это Джаз и Блюз. Советую посетить и цены приемлемы.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про лучшие
концерты

Московская консерватория - адрес на карте