Концерт «В забытых тонах. Шпрухи мейстера Фрауэнлоба»
Герои второго концерта (10 октября) — известные немецкие музыканты Норберт Роденкирхен — флейтист, солист знаменитого ансамбля средневековой музыки «Sequentia», которого критики за необыкновенно красивый и чарующий звук не раз называли «волшебником», и Сабине Лутцентбергер (вокал). Их предыдущие выступления в Москве стали для слушателей настоящим откровением. На этот раз они представят программу “В забытых тонах. Шпрухи мейстера Фрауэнлоба” с музыкой знаменитого миннезингера и легендарного основателя первой школы мейстерзингеров Генриха фон Мейсена (ок. 1260-1318), прозванного Фрауэнлобом из-за песен в честь Девы Марии и женщин вообще. По словам хрониста “женщины несли его тело до гробницы с громкими причитаниями и в большой скорби в бесконечно благодарности за то, что осыпал хвалой женский пол в своих стихах”.
Впрочем, многие из важнейших зангшпрухов Генриха Мейсенского не были посвящены светской любви, как у других певцов того времени. Его творчество шире этого комплекса тем — оно включает в себя философские, этические и теологические рассуждения. Используя шпрух в качестве ключевой художественной формы с созерцательной окраской, Фрауэнлоб отчасти напрямую примыкает к средневековым мистикам, прежде всего к своему современнику Мейстеру Экхарту. В современном восприятии и практике сценического исполнения исторических музыкальных произведений этот репертуар созерцательных, исполненных рефлексии зангшпрухов, к сожалению, не играет столь важной роли, которой он, без сомнения, заслуживает.
Отзывы о «Концерт «В забытых тонах. Шпрухи мейстера Фрауэнлоба»»
Я крайне далека от религиозности, но католические храмы посещать люблю. Во время путешествий по Европе всегда стараюсь зайти в храм и по возможности попасть на службу. Несколько раз проходила мимо собора св. Петра и Павла и думала, что было бы здорово как-нибудь попасть на концерт. Моя мечта сбылась примерно неделю назад, когда в соборе проходил фестиваль средневековой музыки VI Musica Mensurata.
На концерте "В забытых тонах" были представлены средневековые песнопения, так называемые зангшпрухи мейстера Фрауэнлоба, которые исполнили Сабине Лутценбергер, обладательница удивительно чистого сопрано, и Норберт Роденкирхен, аккомпанировавший ей на арфе и флейте.
Перед началом концерта была вводная часть, посвященная теории. Нам немного рассказали о возникновении шприхов, о средневековой поэзии и о самом мейстере Фрауэнлобе. Перед началом концерта нам была выдана программка, которая помимо перечня исполняемых песен включала в себя их перевод.
Исполняемые знагшпрухи по сюжету напоминают небольшие притчи.
Вот пример одной из них:
"Госпожа Честь пришла к хорошему, богатому человеку. Он спросил, кто она. «Это я, госпожа Честь, — отвечала она. — Хочу быть с тобой». «Я очень рад этому», — сказал хранитель сокровищ и запер ее в сундук с железными обручами. Ключ он отдал Счастью и повелел ему: «Храни сокровище и наслаждайся им!» Однажды Счастье открыло сундук, а в нем была кукушка. Очень опечалилось Счастье и проговорило: «Глупая кукушка вручает мне свою честь, лучше бы она сама о ней заботилась. Если бы я было постоянным и надежным, то не звалось бы счастьем. Мое имя говорит о том, что я далеко не всегда верно долгу». И слова у него не расходятся с делом."
Мне очень понравилась эта идея организаторов, когда зритель может погрузиться не только в мир исполняемой музыки, но и познакомиться с теорией, историей создания произведений, понять, о чем поют исполнители. Это позволяет понять и почувствовать музыку глубже.
Конечно, это непередаваемое чувство, когда чистый женский голос разливается под куполом храма и, кажется, что он исходит не только со сцены, но обволакивает слушателей со всех сторон. На высоком уровне также играл и Норберт Родинкирхен. Очень понравились его сольные номера на флейте.
Единственным небольшим минусом в концерте для меня было однообразие. В целом, мелодии по рисунку мало чем отличаются друг от друга, песнопения тоже эмоционально однообразны, хотя и исполнены технически на выском уровне.
В целом, впечатления от посещения концерта самые положительные.
Еще раз благодарю!
Читайте про другие
события
Другие концерты / классика
Концерт Нигатив и оркестра "Хип-Хоп Классика"
Смотрите на афишу, и не упустите возможность проникнуться неповторимой атмосферой этого выступления. Концерт Нигатива и оркестра "Хип-Хоп Классика" обещает стать настоящим событием года!
Концерт VOLKOV ManiFEST
VOLKOV ManiFEST обычно гостит в Москве поздней осенью и зимой, а в этот раз мы решили перенести его на март, устроив теплый праздник прихода весны.