Звезда мировой музыки Франческа Аспромонте

Оценка редакции

29 мая, в среду, в 19.00 в Большом зале Московской консерватории (Большая Никитская ул., д. 13) оркестр Pratum Integrum выступит с молодой итальянской певицей Франческой Аспромонте (сопрано). Франческа — гордость и украшение европейских барочных концертов и оперных постановок, солистка, которой прочат головокружительную карьеру. Она споет арии барочных цариц и волшебниц (роковых, мстительных, но ослепительно прекрасных и в гневе, и в печали); Пратум сыграет концерты Генделя и Вивальди, не забыв при этом и изящную пьесу Альбикастро, недавно с таким успехом прозвучавшую в зале «Зарядье».

Франческа Аспромонте — выпускница зальцбургского Моцартеума и римской Академии Св. Цецилии, где она училась, в частности, у знаменитой Ренаты Скотто. Символично, что первой ролью, в которой она предстала перед широкой публикой, стала роль Музыки в опере Монтеверди «Орфей». Это произошло в 2013 году, когда Франческа, пройдя конкурсные прослушивания, стала участницей Европейской барочной академии в Амброне: там ежегодно отбирают талантливую молодежь, которая попадает на пару недель в руки корифеев-барочников, а затем отправляется вместе с ними в турне. Роль Музыки, к которой затем добавилась и роль Вестницы в той же опере, Франческа исполнила с тех пор и в Карнеги-холле, и в венском Музикферайне, и в Версале.

Кульминацией же стало ее выступление в Альберт-холле в Лондоне в рамках BBC Proms, где «Орфей» Монтеверди прозвучал в 2015 году под управлением Джона Элиота Гардинера. Пресса, не умолкая, пела комплименты именно Музыке. Например, изумленный рецензент портала Bachtrack написал так: «Франческа Аспромонте рождена для сцены, и поразительно, с какой полнотой раскрылся ее талант: играя на гитаре и тамбурине, танцуя, она не прекращает восхитительное пение и без малейшего усилия сплетает и нанизывает музыкальные фразы…»

Говорят, что когда она произнесла знаменитую реплику Вестницы — «Твоя невеста мертва» — то впечатление было настолько сильным, что зал не дыша следил только за ней, и даже маэстро Гардинер опустил руки и перестал дирижировать.

В свои 28 лет она уже успела выступить с крупнейшими дирижерами, имена которых многое значат для тех, кто следит за историческим исполнительством. Ее приглашали в свои проекты Леонардо Аларкон, Рафаэль Пишон, Диего Фазолис и Оттавио Дантоне. С Джованни Антонини и знаменитым ансамблем Il Giardino Armonico она записала одну из кантат Гайдна, а первый сольный альбом, «Пролог», выпустила с Энрико Онофри и оркестром il pomo d'oro.

Она великолепна и в раннем репертуаре (Кавалли, Росси, Монтеверди) и в позднебарочном; здесь самые значительные ее роли — Аталанта в генделевском «Ксерксе» (запись с Франко Фаджоли и целым сонмом звезд под управлением Максима Емельянычева вышла на Deutsche Grammophon); Альмирена в его «Ринальдо», Семела в опере Хассе (дебют Франчески на прославленном Фестивале старинной музыки в Инсбруке, 2018), Анжелика в «Неистовом Роланде» Вивальди (постановка Театра Малибран в Венеции, 2018).

Пресса, не скупясь, расточает ей комплименты, и приятно видеть, как теплеет тон любого критика, когда он рассказывает о Франческе. Восхищаются и тембром ее голоса, который называют то «алмазным», то «серебристым», и ее музыкальным вкусом, и «чутким отношением к слову» (Sunday Times). Но больше всего привлекают ее естественные и вместе с тем глубокие музыкальные интерпретации, ее умение наполнить подлинным чувством «даже аллегорические фигуры оперных Прологов» (allmusic.com).

Когда мы предложили ей собрать программу из колдовских арий, она обрадовалась и увлеклась. 29 мая вы увидите разгневанную Альцину из «Неистового Роланда» Вивальди, мстительную Армиду из оперы Генделя «Ринальдо» — и другую, покинутую Армиду из его кантаты: оставшись одна, она просит богов освободить ее от чувства любви.

Оркестр Pratum Integrum играет на исторических инструментах. Основанный в 2003 году при поддержке компании Essential Music, он вскоре обрел известность благодаря живым интерпретациям и продуманным программам. Название оркестра переводится с латыни как «некошеный луг»: это метафора, подразумевающая репертуар XVII–XVIII веков, в котором до сих пор еще много неизвестных, но редких по красоте сочинений. В результате его деятельности на московских афишах появились имена таких композиторов, как Тиц, Вёльфль, Розетти и Платти, и оркестр гордится тем, что публика приняла эту музыку с большим воодушевлением.

По приглашению оркестра в Москве побывали музыканты с мировым именем, прославившиеся как мастера исторического исполнительства (в их числе: Тревор Пиннок и Альфредо Бернардини, Виланд Кёйкен и Петер Нойман). Концерты с их участием, как и многие другие проекты оркестра, стали запоминающимися событиями в жизни города. Записи Pratum Integrum неоднократно получали премии от таких авторитетных зарубежных изданий, как Diapason, Toccata, Le Monde de la Musique.

Художественный руководитель коллектива — Павел Сербин, концертмейстер — Сергей Фильченко. 

Программа концерта:

I отделение

Вивальди
Концерт соль минор, RV 157 
Гендель
Ария Морганы из оперы «Альцины»
Tornami a vagheggiar

Вивальди
Концерт для скрипки с оркестром 
ре минор, RV 249
Солист – Сергей Фильченко 
Гендель
Речитатив и ария Армиды из кантаты 
«Покинутая Армида» 
In tanti affanni miei

Вивальди
Концерт до мажор, RV 115 
Гендель
Ария Армиды из оперы «Ринальдо»
Vo far guerra
Соло на клавесине: 
Ольга Мартынова 

II отделение

Гендель
Увертюра к опере «Альцина» 
Ария Оберто из оперы «Альцина» 
Barbara, io ben lo so

Кончерто гроссо ля минор, op.6 №4

Речитатив и ария Альмирены из оперы «Ринальдо»
Lascia ch’io pianga

Эндлер
Чакона

Вивальди 
Речитатив и ария Альцины из оперы «Неистовый Роланд» 
Anderò chiamerò dal profondo

Отзывы о «Звезда мировой музыки Франческа Аспромонте»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие концерты / классика