The Beatles в джазе — это бесконечная тема. Джазмены почти сразу оценили очарование мелодий Леннона, Маккартни и Харрисона. И не разочарованы до сих пор.
Клуб Игоря Бутмана очень любит всякие «спецпоказы», минифестивали и концептуальные концертные программы. Одна из таковых — фестиваль Beatlomania. Он возник аж в 2010 году, который оказался дважды юбилейным для Джона Леннона, который родился в 1940, а погиб в 1980. Beatlomania прошла впервые в сентябре 2010. Выступили наши и не наши и бывшие наши. Например, американский трубач Алекс Сипягин и контрабасист Борис Козлов, засветившейся в отличном трибьютном проекте пианиста Дейва Кикоски Beatlejazz. Играли — понятно что.
Вообще говоря, вот в чем-чем, а в пробитловских мероприятиях Москва недостатка не испытывает. Периодически поджемовать на темы ливерпульской четверки собираются блюзмены и рокеры. Битловские песни — верный ход? Но между тем «спекулировать» на наследии The Beatles не так просто, как кажется. Фото использовать нельзя — копирайт. Фирменное написание названия группы — тоже нельзя. И то самое изображение того самого яблока тем более нельзя, можно только свое какое-нибудь, которое уже с битловской компанией Apple никак ассоциироваться не будет. То есть, к примеру, сделать красивый плакат с ликом Пола Маккартни и надписью, что в клубе таком-то — не вариант, нельзя. За исполнение песен надо платить т.н. performing royalties, и за всем этим делом следят. Но никого это не останавливает: трибьюты и переделки в ходу.
И вот на всем этом странном фоне Beatlomania стала уже настоящим хорошим брендом. При этом каждый год на фестивале придумывается что-то эдакое. В этом году, например, живой классик советского джаза Алексей Козлов обещает показать, как песни Леннона-Макартни повлияли на... московскую дворовую песню. Очень интересно. Автор этих строк из пробитловского-дворового знает только всякие странные переводы и чудесную песню со строчками «ребята с нашего двора/ходил за кулисы/бутылку водки принесли/английской группе Beatles/когда милиция пришла/все пьяные валялись». Ну то есть идеологическое влияние очевидно, а музыкальные тонкости продемострирует «Арсенал» Козлова. Алексей Семенович, между прочим, был из тех джазменов, кто сразу оценил простую и ясную красоту рок-музыки, и никогда не относился к ней с присущим в его среде снобизмом. Учитывая пугающий масштаб эрудиции Алексея Семеновича — всех нас наверняка ждут какие-нибудь открытия.
Другой звездный участник — Полина Зизак. Отличная певица, давно выступающая с джазовым репертуаром по клубам и на фестивалях, недавно она совершенно неожиданным образом засветилась в телешоу «Голос» (хоть какая-то от телека польза!). Молодая симпатичная и романтичная г-жа Зизак споет, в частности, балладу And I Love Her. Дуэтом с певцом по имени Марк Юсим. Юсим вообще не очень относится к джазу, скорее — к соул и r&b. В его сольном сете будут, в частности, Hey Jude и Let It Be, которая по гармонии вообще стопроцентный госпел.
Инструментальные версии представит органное трио Владимира Нестеренко. Нестеренко — замечательный пианист и клавишник. Играет на «хаммонде» (организаторы фестиваля обещают обеспечить музыканту винтажный Hammond B3, 1957 года) и звучит при этом как реальный джазмен конца пятидесятых. То есть того времени, когда эти самые органные трио получили распространение в джазе, а затем орган «хаммонд b3» проник в рок-музыку, чтобы остаться там навечно. Нестеренко, собственно, такой мостик между джазом и классическим роком. Примечательно также, что с трио выступит трамбонист Стаффорд Хантер, игравший в оркестре Дюка Эллингтона. Вообще-то Хантер приедет в Москву для своих сольных концертов, бутмановцы его перехватили и усилили свой фестиваль настоящим американским мастером. И это только часть программы. Такой вот насыщенный яблочный джаз.
Александр Беляев