Фестиваль камерной музыки «Возвращение»

Фестиваль камерной музыки «Возвращение» Фестиваль камерной музыки «Возвращение»
В избранное
Оценка редакции
Даты проведения 6 — 12 января 2015

Моя оценка

Описание Программа Фотографии Видео Отзывы

Ежегодный фестиваль камерной музыки «Возвращение» пройдет в Московской консерватории с 6 по 12 января 2015 и станет восемнадцатым по счету.

В сознании сотен слушателей первые дни календарного года связаны с фестивалем так же естественно и неразрывно, как с зимними каникулами: январь — это ранние вечера, традиционная давка перед консерваторией, переполненный светлый зал — «Возвращение».

За почти двадцатилетнюю историю фестиваль превратился в неординарное культурное событие со своей мифологией и традициями: слушатели ждут «Возвращения» с января до января, программами концертов часто меряют собственные годы, а афишу и буклет ждут, словно продолжение многосерийного фильма.

Авторы идеи фестиваля — скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков, превратившие школьную дружбу в многолетнее творческое соратничество. За это время сложилась и отшлифовалась неизменная форма, в которой проводится «Возвращение»: три тематических концерта и завершающий гала. Однако содержание всякий раз оборачивается интригой: пружина, «приманка» фестиваля — именно необыкновенные программы концертов, не похожие ни на какие другие.

Четыре концерта проходят с интервалом в один день. Три из них представляют собой концептуальные «коллажи»: для каждой программы произведения набраны согласно определенному принципу, вынесенному в заглавие концерта. Это может быть музыка, созданная во время войн, или музыка для нескольких одинаковых инструментов; композиция из посмертных опусов или серенады всех видов и мастей; произведения, созданные в гравитационном поле «бесспорной» крупной фигуры вроде Шумана, или творчество композиторов, страдавших психическими расстройствами. В результате такого монтажа произведения добарочной эпохи могут соседствовать с мировыми премьерами, а библиографические редкости — следовать за музыкой, знакомой каждому слушателю.

В результате получаются три единственные в своем роде мозаики: взятые в совокупности, несколько музыкальных текстов образуют некий новый программный метатекст, возникающий только на один вечер, а главное — абсолютно открытый для интерпретации: в нем можно усмотреть что угодно, от интеллектуального ребуса до музыкального озорства, от занятного эксперимента до постмодернистской эклектики. Получается концерт-головоломка, пастиш, пресловутая деконструкция: «Возвращение» — без преувеличения, редчайший случай подхода к программе концерта как к отдельному произведению искусства.

Но исключительность «Возвращения» — не только в игре концепций: заключительный концерт каждого фестиваля, традиционно именуемый «Концертом по заявкам», представляет собой парад произведений, выбранных уже не организаторами, а участниками — бывшими школьниками, которые ныне живут и выступают по всему миру, составив целое поколение в современном исполнительстве и во многом определяя его общий климат.

Сочетая черты эстетского мероприятия «для тех, кто понимает» и all-stars шоу, фестиваль не укладывается ни в какие привычные рамки, выходя далеко за пределы того слушательского опыта, который можно обычно получить в Москве: это — музыкальная современность в экстракте, парадоксальная, веселая, умная.

Характерной и важной частью фестиваля является мятежный «лицейский дух» — участники выросли и стали мировыми знаменитостями, но по-прежнему играют то, что хотят, и с теми, кто им интересен; отчасти на концерты приходит своя, проверенная годами и знающая друг друга в лицо публика, поэтому «Возвращение» — это еще и среда, это круг: не только музыкальное, но и человеческое переживание.

На основе пресс-релиза

Отправить другу

Отзывы о «Фестиваль камерной музыки «Возвращение»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие концерты в Москве

Боб Дилан, Йонас Кауфман, Black Eyed Peas, Борис Гребенщиков и другие.

Как драйв-ин концерты стали главными музыкальными событиями лета 2020.

Тейлор Свифт, Cream Soda, Йэн Бостридж, Аланис Мориссетт, Пи Джей Харви и другие.

Молодой композитор о профессии, успехе, духовном поиске и резиденции в Петербурге.

О проекте фестиваля Теодора Курентзиса в Перми.

Интервью с дирижёром Михаилом Татарниковым о его творческой активности сегодня, современной музыке, работе с Дмитрием Черняковым и футболе.

Изучаем песни, которые россияне слушали чаще остальных.

Пианист, лауреат конкурса Чайковского о первом сольном концерте в Большом зале Московской консерватории, дебютном диске и о музыкальном образовании.

О двух концертах на столичных площадках с участием артистов мирового уровня.

Пианист, скрывающийся под маской быка, два неожиданных дебюта, а также релизы «Аквариума» и Леонида Федорова.

О седьмом номерном альбоме певицы, который ждали 8 лет.