Ежегодный фестиваль камерной музыки «Возвращение» пройдет в Московской консерватории с 6 по 12 января 2015 и станет восемнадцатым по счету.
В сознании сотен слушателей первые дни календарного года связаны с фестивалем так же естественно и неразрывно, как с зимними каникулами: январь — это ранние вечера, традиционная давка перед консерваторией, переполненный светлый зал — «Возвращение».
За почти двадцатилетнюю историю фестиваль превратился в неординарное культурное событие со своей мифологией и традициями: слушатели ждут «Возвращения» с января до января, программами концертов часто меряют собственные годы, а афишу и буклет ждут, словно продолжение многосерийного фильма.
Авторы идеи фестиваля — скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков, превратившие школьную дружбу в многолетнее творческое соратничество. За это время сложилась и отшлифовалась неизменная форма, в которой проводится «Возвращение»: три тематических концерта и завершающий гала. Однако содержание всякий раз оборачивается интригой: пружина, «приманка» фестиваля — именно необыкновенные программы концертов, не похожие ни на какие другие.
Четыре концерта проходят с интервалом в один день. Три из них представляют собой концептуальные «коллажи»: для каждой программы произведения набраны согласно определенному принципу, вынесенному в заглавие концерта. Это может быть музыка, созданная во время войн, или музыка для нескольких одинаковых инструментов; композиция из посмертных опусов или серенады всех видов и мастей; произведения, созданные в гравитационном поле «бесспорной» крупной фигуры вроде Шумана, или творчество композиторов, страдавших психическими расстройствами. В результате такого монтажа произведения добарочной эпохи могут соседствовать с мировыми премьерами, а библиографические редкости — следовать за музыкой, знакомой каждому слушателю.
В результате получаются три единственные в своем роде мозаики: взятые в совокупности, несколько музыкальных текстов образуют некий новый программный метатекст, возникающий только на один вечер, а главное — абсолютно открытый для интерпретации: в нем можно усмотреть что угодно, от интеллектуального ребуса до музыкального озорства, от занятного эксперимента до постмодернистской эклектики. Получается концерт-головоломка, пастиш, пресловутая деконструкция: «Возвращение» — без преувеличения, редчайший случай подхода к программе концерта как к отдельному произведению искусства.
Но исключительность «Возвращения» — не только в игре концепций: заключительный концерт каждого фестиваля, традиционно именуемый «Концертом по заявкам», представляет собой парад произведений, выбранных уже не организаторами, а участниками — бывшими школьниками, которые ныне живут и выступают по всему миру, составив целое поколение в современном исполнительстве и во многом определяя его общий климат.
Сочетая черты эстетского мероприятия «для тех, кто понимает» и all-stars шоу, фестиваль не укладывается ни в какие привычные рамки, выходя далеко за пределы того слушательского опыта, который можно обычно получить в Москве: это — музыкальная современность в экстракте, парадоксальная, веселая, умная.
Характерной и важной частью фестиваля является мятежный «лицейский дух» — участники выросли и стали мировыми знаменитостями, но по-прежнему играют то, что хотят, и с теми, кто им интересен; отчасти на концерты приходит своя, проверенная годами и знающая друг друга в лицо публика, поэтому «Возвращение» — это еще и среда, это круг: не только музыкальное, но и человеческое переживание.
На основе пресс-релиза