Певица Хибла Герзмава проводит 13-й по счету именной фестиваль. В эксклюзивном интервью «ВД» главная любимица столичной оперной сцены рассказала о детстве в Абхазии, театральных нравах и звездах, которые выступят на предстоящих концертах.

Одно из самых сильных культурных впечатлений от прошедшей Олимпиады — момент церемонии закрытия с плывущей на летучем корабле Хиблой Герзмавой. Построенный на земле ее предков стадион Фишт вмиг превратился в сказочный остров, зрители — в героев волшебной саги, а ангельские детские голоса хора Гергиева сопроводили голос примадонны к небу, завершая картину. Вдруг показалось, что человек иных, чем у Герзмавы, моральных качеств, просто не смог бы настолько приблизиться к небу, потянув за собой всех остальных. Ее обожают коллеги, которые всем остальным вокалисткам банально завидуют. Ее уважают друзья-меценаты, которые в других случаях смотрят на спонсорство как на нудную обязанность.


Хибла, как вам дается безупречная репутация друга и легкого в общении и работе человека? Согласитесь, в театре это особое исключение.
Ну, не преувеличивайте сложность наших нравов. (Смеется.) Просто без дружбы не сделаешь хорошего дела, фестиваля тем более. А у меня есть свой фестиваль.
Ваш 13-й по счету «Хибла Герзмава приглашает...» — один из поводов для нашего разговора. Очевидно, что заглавная героиня — мотор, мозг и пылкое сердце всей истории. Как на все сил хватает, ведь в театре партии одна сложнее другой, да и контракты на знаменитых сценах?
Сил как-то хватает. Слава Богу, я востребованная певица, но и фестиваль часть моей жизни. В основе своей он остается дружеской миссией и праздником — для родины, друзей и для себя тоже. Двенадцать лет назад для его создания не было вокруг столько людей, это теперь мы доказали, что фестиваль нужен.

Хибла Герзмава любит вспоминать, как во времена ее детства в приморскую Пицунду приезжали столичные музыканты на циклы «Ночных серенад» скрипачки Лианы Исакадзе. Концерты шли в удивительном древнем Пицундском храме Х века с его много чего повидавшими стенами и неподражаемой акустикой, которую не встретишь ни в одном современном концертном зале. Семилетняя пицундская девочка Хибла не пропускала ни одного концерта, и билетерши всегда пропускали ее постоять у колонны.

С детства любите частную инициативу?
Чаще мы ходили на концерты всей семьей, и я прямо не могла дождаться вечера — знала, куда идем. В этом храме звучал инструмент Потсдамской органной фирмы «Александр Шуке», и к его монтажу в 1975 году имел отношение мой папа — переводил с немецкого мастеров-установщиков. Орган был один из лучших в стране, 51 регистр и четыре с половиной тысячи труб! Папа
и привел меня в храм. Вообще у нас в семье были традиционные «культурные выходы» — мама красиво нас одевала, и мы шли на концерт слушать музыку. В Пицунде было очень много интеллигенции, приезжей и местной, понимаете, было принято слушать. Так и дети были настроены, как родители привили. Словом, в семь-восемь лет мне казалось, что культурная жизнь вокруг била
ключом.

После такого детства неудивительно, что девочка-подросток методично прошла музшколу, музучилище и уехала учиться в Московскую консерваторию к знаменитой Ирине Масленниковой. Орган тоже не остался без внимания — три года она занималась на короле инструментов. Между прочим, первой уникальный талант Герзмавы признала Италия на певческом конкурсе «Вердиевские голоса» в Буссето, а уж там знают толк в сопрано. Но самый крупный успех еще в студенчестве пришел к певице на Х Конкурсе имени Чайковского в Москве в 1994 году: Герзмава стала единственной за всю историю конкурса певицей, завоевавшей Гран-при. С тех пор она на сцене МАМТа, делит с родным театром беды и радости. Поет все ведущие пар тии оперного репертуара, в том числе сложнейшую Лючию ди Ламмермур и выпадающую из всяких норм Антонию в «Сказках Гофмана». У нее ангажементы в Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Римской опере, джазовые проекты, идеи и планы.

Ваш фестиваль теперь покоряет Москву?
Мы стараемся. На ближайшем концерте 18 марта исполним Реквием Джузеппе Верди с симфоническим оркестром Республики Татарстан, вместе со мной меццо Елена Манистина и бас Михаил Казаков из Большого и тенор Евгений Акимов из Мариинского театра. А дальше будет Viva l’Opera с оркестром моего родного МАМТа и маэстро Феликсом Коробовым. Вместе с Бадри Майсурадзе исполним парадную программу арий и сцен из опер любимых итальянских классиков от Верди до Беллини. У друзей и зрителей должен быть праздник.