С единственным концертом в Москве «Двенадцать виолончелистов» Берлинской филармонии.



Привычка к культурному досугу, необязательно отягощенному высшим пилотажем художественной мысли, была и остается симпатичной чертой старушки Европы. Вспомните папеньку Гайдна, отца многодетного семейства и жителя села Рорау, после работы музицировавшего в кругу семьи. В наше бешеное время привычка чудом сохранилась, и Москве ее прививают лучшие носители языка — знаменитые «Двенадцать виолончелистов» Берлинской филармонии. Ансамбль этот занимается исключительно камерной музыкой, но в своем формате он просто блестящ.
Существует на базе Берлинской филармонии с 1972 года, воплощая мечту уверовавшего в виолончель Пабло Казальса об особом «оркестре виолончелей». Формальным поводом к рождению послужила запись предназначенного для 12 виолончелистов запись «Гимна» Юлиуса Кленгеля. Сочинение в стиле in memoriam в свое время сыграли и забыли, а полвека спустя — как раз в 1972-м— решили вдруг записать заново в Зальцбурге. Для чего и пригласили группу виолончелей лучшего немецкого оркестра того времени — Берлинской филармонии. Дальше был феноменальный успех, и дюжину струнных решили оставить самостоятельной творческой единицей.

Ныне они завидные гости концертных площадок всего мира. Специально для «Двенадцати виолончелистов» писали музыку Янис Ксенакис, Вольфганг Рим, Удо Циммерманн и многие другие. Безудержные в художественных привязанностях японцы регулярно устраивают струнной дюжине большие гастроли с супераншлагами, и даже удостоили берлинцев выступлением в Императорском дворце с императрицей Митико, игравшей на фортепиано и арфе. Наши первые лица, как выяснилось, тоже владеют музыкальными инструментами, но сравнение явно не в пользу Москвы.

В Москве ансамбль уже был в 2008 году, выступал в том же Большом зале на Международном виолончельном фестивале в честь Мстислава Ростроповича. Москва тогда млела от восторга и, похоже, эффект повторится. Нынешний повод — Год Россия–Германия 2012/13, в столицу берлинцы демократично приедут после концерта в Новосибирском театре оперы и балета. Для тех, кто готов знакомиться с музыкантами ближе, на сайте Гете-института есть подробная информация о каждом — замечательная и поучительная практика. Вообще-то их обширный репертуар включает классические шлягеры, мелодии из бродвейских мюзиклов. Все это богатство они исполняют то академически серьезно, то с неподдельным юмором, оставляя за меломаном право выбирать приоритеты. Нынешняя концертная афиша простирается от романтической классики Шумана, Бизе и Равеля до новейшего «Лабиринта» Губайдуллиной. Плюс целая россыпь образцов обещанного «культурного досуга». Классиков уже не обидишь, так что признайтесь, что бы вы хотели услышать «для радости»? Дюжина виолончелистов догадывается, что это может быть легкомысленная «Женщина есть женщина» Леграна или «Под мостами Парижа» Скотто. А также хитовая «Лунная серенада» Миллера или склоняющий к медитации «Караван» Тизола-Эллингтона.

Так что если у вас до сих пор не было привычки к культурному досугу, необязательно отягощенному высшим пилотажем художественной мысли, или выподзабыли, каким он бывает, слушайте «Двенадцать виолончелистов» лучшего качества.