«ВД» выбрал лучшие концерты классической музыки, которые создадут праздничное настроение и тем, кто не отмечает католическое Рождество.


Подстраиваясь под Европу, в Москве некоторые особо продвинутые люди, а за ними и все более широкие народные массы начинают отмечать христианский праздник 24 (сочельник) и 25 (собственно Рождество) декабря. Затем он перетекает в чудесную предновогоднюю суету (когда уже никто практически не работает), а потом и в Новый год с отходняком в виде законных каникул, на лихих санях въезжая в православное Рождество (7 января). В общем, хоть в чем-то русским повезло!

Камерное барокко

23 декабря желающие почувствовать себя причастными к рафинированной культуре старушки Европы могут выбрать между двумя концертами благороднейшего толка. В уютном крошечном, на 100 мест, Камерном зале Московской филармонии (вход в Зал им. Чайковского) ансамбль «Академия старинной музыки» под управлением лучезарной Татьяны Гринденко преподнесет шедевры итальянского барокко. Здесь имена известные и не очень — Локателли, Нордини, Джеминиани, Марчелло. Но главное — особенный гринденковский драйв и приближение к той далекой эпохе как по духу, так и по музыкальной технике игры.


Фото: ансамбль Pratum Integrum

В Камерном зале Дома музыки на пятницу тоже назначен барочный концерт. Музыку Корелли и Ависона исполнит ансамбль Pratum Integrum («Некошеный луг») — музыканты нового поколения. Нет, ей-богу, гораздо приятнее переноситься в XVII век... да в какой угодно, лишь бы подальше от нашего!

«Безумные песни» и Уильям Блейк

Фестиваль «Декабрьские вечера» отмечает европейское Рождество весь месяц вот уже 31-й раз. В этом году он посвящен мало известной у нас английской музыке и называется «Безумные песни» — а все потому что привязан к выставке загадочного фантазера Уильяма Блейка. Счастливым обладателям билетов на 23 декабря надо бы приходить не к семи, а к шести вечера. Чтобы успеть разглядеть эти неяркие рисунки и картины рубежа XVIII–XIX веков, на которых Блейк запечатлел столь непредставимые видения, что пристыженному Сальвадору Дали впору опустить очи долу. Играют 23-го первоклассные музыканты, среди которых гобоист Алексей Огринчук, кларнетист Ромен Гийо и скрипач Сергей Крылов.

Гергиев и Нетребко


Фото: Анна Нетребко

Любители окунуться в море огней и море звуков поспешат в Большой зал консерватории. Борис Березовский, пианист неслыханной энергии и энтузиазма, играет здесь с филармоническим оркестром «Пляску Смерти» и Первый концерт Листа.

А в Зале Чайковского еще кое-что помасштабнее. И энтузиазм еще похлеще. Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра привозят Седьмую симфонию Малера. Ее томительно-прекрасные мелодии приводят публику в экстаз, к тому же у нее, кстати, весьма оптимистичный финал. Так как Гергиев всегда опаздывает, начало назначено на 20.00.

Ну а чтобы услышать ангелов и увидеть небо в алмазах, меломану 23 декабря надо идти в Светлановский зал Дома музыки: там поет красавец-тенор Дмитрий Корчак. Вместе с не меньшим красавцем-баритоном Василием Ладюком они будут исполнять арии и дуэты из итальянских опер, куда уж слаще.

28 декабря именно эта же публика, без сомнений, потянется в Дом музыки на Анну Нетребко. Вместе с мужем, баритоном Эрвином Шроттом в сопровождении Национального филармонического оркестра России под руководством маэстро Владимира Спивакова никогда не унывающая дива будет петь популярные оперные шедевры.

«Летучая мышь» и не только

Внимание: 24 декабря последний раз в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко идет «Летучая мышь» Штрауса, очень забавная. Постановке 10 лет, и, наверное, ее теснят все новые спектакли, которыми в последние годы МАМТ просто фонтанирует!

А вот в «Геликон-опере» «Летучка», кажется, прижилась навек — там в рождественские дни ее целая обойма, с разными составами. 23-го тюремщика Франка поет уморительный бас Дмитрий Овчинников. А 24-го в роли Орловского — участница телепроекта «Большая опера» Александра Ковалевич.

В «Новой опере» им. Е.В. Колобова 24-го театрализованное представление «Все это — Опера!». Фрагменты разных спектаклей свяжет между собой один из лучших молодых дирижеров Василий Валитов.

«Щелкунчик» с помпой


Фото: Дамир Юсупов

Самое рождественско-новогоднее, что бывает в Москве по разряду высокого искусства, — это балет Чайковского «Щелкунчик» в Большом театре. Он возвращается на историческую сцену 24 и 25 декабря (спектакли оба дня — в 12.00 и 19.00). Шуму и помпы будет не меньше, чем вокруг «Спящей красавицы». Уже сейчас одних разговоров сколько! Успеет ли новоявленный премьер Дэвид Холберг подлечить травмированную ногу? Появятся ли еще на сцене Большого Наталья Осипова и Иван Васильев, в конце ноября заявившие о переходе в Михайловский? Будет ли танцевать ворчун Цискаридзе?..

Роза, чертополох и клевер

25 декабря, в воскресенье, поклонники пианиста Андрея Коробейникова сбегутся в Большой зал консерватории слушать в его исполнении оба фортепианных концерта Шостаковича. Андрей окончил Московскую консерваторию, потом аспирантуру Королевского музыкального колледжа в Лондоне, кроме того, Европейский университет права и аспирантуру МГУ. Ершистый Шостакович ему очень к лицу.

Люди вусмерть серьезные последуют в Зал им. Чайковского на Органную мессу Баха, которую исполнит патриарх филармонического корпуса Гарри Гродберг. А искатели приключений предпочтут менее протоптанную дорожку: в англиканской церкви Святого Андрея (Вознесенский пер., 8) в 19.30 органист Александр Удальцов представит программу «Музыка Рождества». И никому не воспрещается прийти в храм, на стене которого сошлись роза, чертополох и клевер (Англия, Шотландия, Ирландия). А сама церковь напоминает скорее замок из сказки Перро. Особенно в декабрьскую темень, когда так хочется чего-нибудь волшебного, но не совсем уж бесполезного.