Величайшие джазмены современности, обладатели на двоих двадцати двух премий «Грэмми», музыканты, про которых написаны сотни книг и учебников, Чик Кориа и Гэри Бертон везут в Москву танго, Моцарта и солнце.


Фото: Global Look Press

Их уже сорокалетние отношения – сильнее, чем дружба, и больше, чем любовь. Чик и Берт (так Гэри называют друзья) все эти годы только и делали, что играли джаз. Но продавать Родину, вопреки известной поговорке, вовсе не собирались. Опять же им, как настоящим гражданам мира, сделать это было бы проблематично. Армандо – именно так на самом деле зовут одного из лучших пианистов всех времен и народов Чика Кориа – американец пуэрториканского происхождения с еврейской кровью, живущий большей частью в Лондоне. Гаррет Бертон-Андерсен – таково истинное имя главного вибрафониста планеты Земля – родился в семье датских эмигрантов в ковбойской Индиане, детство провел в Японии, а теперь его чаще можно встретить в Беркли, штат Калифорния, где он официально числится профессором местного университета.

Чик по молодости считался хиппи. Дружил с корифеями джаза – Монго Сантамария и Херби Мэнном. Играл с несравненным Майлзом Дэвисом – вместе они создали проекты Filles de Kilimanjaro и Bitches Brew, подарившие сеньору Кориа первые «Грэмми». Потом были записи с монстрами 70–80-х вроде Джона Маклафлина, Пако де Лусия, Херби Хэнкока, Эла ди Меолы и группой Touchstone. Всего маэстро выпустил более ста альбомов, а в этом году вновь был одарен двумя золотыми статуэтками в категории «Джаз». Но главным в своей жизни он все же считает работу со стариной Бертом.

Композитор, гений джазового вибрафона и просто хороший человек Гэри Бертон на момент знакомства с Чиком был убежденным марксистом... Нечесаный кудрявый латинос в драных джинсах и подтянутый скандинав в строгом костюме. Чуть ли не при первой встрече они почувствовали друг к другу такую творческую симпатию, что это просто не могло не вылиться в замечательные совместные проекты, которые фактически перевернули само представление о джазе. Достаточно сказать, что эта странная парочка изобрела весь современный джаз-рок, а в довесок к нему – фьюжн.

Народ и критики щедро одаривали тандем восторгами. Альбом Crystal Silence – вот вам очередная «Грэмми» и платиновый статус. Native Sense – титул одного из двадцати лучших джазовых альбомов на свете и премия «Грэмми». Пластинка с непритязательным названием Duet – главный фьюжн-опус Америки.

За эти четыре декады Чик и Берт сходились и разъезжались по разным континентам, встречались на фестивалях и в студиях записи. При этом Чик периодически попадал в поле зрения полиции за хранение наркотиков и сомнительные связи с чересчур юными латиноамериканками. А бертовская любовь к коммунистам не давала покоя ЦРУ – кстати сказать, еще в брежневские времена Гэри неоднократно приезжал в СССР, называя его «лучшей страной мира». Но все это не мешало им быть в авангарде мирового джаза. И оставаться таковыми по сей день.

«Если бежать недостаточно быстро, останешься на месте!» – так перефразировал Черную королеву из «Алисы в Зазеркалье» Чик. «Если блюз – это когда хорошему человеку плохо, то джаз – это когда хорошему человеку хорошо!» – откровенничает Берт.

Нестареющие джазовые рейнджеры спешат на помощь всем, кому грустно и одиноко. У них есть рецепт спасения – джаз, самая светлая и солнечная музыка на свете. Специально для Москвы они подготовили уникальную программу, где кроме классических свинговых и современных фьюжн-номеров будет и аргентинское танго, и Моцарт, и еще многотакого, чего и представить себе нельзя.

Московский международный дом музыки, 4, 5 апреля, 19:00