В честь 140-летия со дня рождения Игоря Стравинского Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан отправился в концертный тур по городам России. В Перми, Санкт-Петербурге, Казани, и, наконец, в Москве публика услышала три шедевра юбиляра — Сюиту из балета «Жар-Птица» (в редакции 1919 года), музыку балета «Весна священная» и Скрипичный концерт ре мажор. Выступления с этой программой стали личным вкладом маэстро Александра Сладковского в празднование круглой даты великого композитора. Надежда Травина, посетившая московский концерт, делится своими впечатлениями.

Знакомясь с программой концертного турне ГАСО РТ, так и хочется спросить: а где же музыка балета «Петрушка», составляющая триаду часто исполняемых в одном вечере сочинений Стравинского? Однако Александр Сладковский, по-видимому, предпочел иначе выстроить драматургию, разбавив красочные колоритные партитуры неоклассическим строгим Концертом для скрипки с оркестром. И это весьма удачное решение: исполнять все три балета подряд физически сложно — есть риск превратить три разных цикла в единую бесконечную сюиту, — а интермедия в виде Скрипичного концерта позволит, к тому же, вспомнить о Стравинском как о мастере стилизаций. В итоге замысел Сладковского оправдался на сто процентов — компактный, четко продуманный концерт в «Зарядье» показал, насколько ГАСО РТ великолепно понимает, чувствует, транслирует музыку Стравинского.

Своего рода увертюрой вечера стала сюита из балета «Жар-Птица». Почти наглядные, ярко-образные сказочные картины, сошедшие словно с полотен русских живописцев, оркестр представил максимально выпукло, предлагая погрузиться в зачарованный сад Кащея или же восхититься причудливым плясом Жар-Птицы. Медленные темпы, выбранные Сладковским, буквально заставляли вслушиваться в каждый тембр этой богатой на краски партитуры: звуки рассеивались в акустике зала, создавая интересный пространственный эффект. Это была без преувеличения тончайшая звукопись — музыканты исполняли номера сюиты, как будто плели кружевную ткань, в которой даже самый мелкий элемент притягивал внимание.

В Концерте для скрипки с оркестром ре мажор солировал Павел Милюков — скрипач, который не раз исполнял эту партитуру с Валерием Гергиевым. Впрочем, и со Сладковским у них получился отличный тандем: давние партнеры по сцене, казалось, понимали друг друга с первого же звука. Несмотря на невероятную техническую сложность скрипичной партии (это одно из самых трудных для исполнения произведений Стравинского), Милюкову удалось показать Стравинского как умелого игрока со стилем — все эти поклоны и реверансы классицизму, приправленные ритмикой XX века. А в третьей части, своего рода оперной арии или даже романсе, вдруг мелькнул Стравинский-лирик, романтик — неожиданно, но почему бы и нет?..

Завершил монографический вечер «хитовый хит» Стравинского — музыка балета «Весна священная», визитная карточка композитора. Здесь ГАСО РТ прежде всего подчеркнул генезис этой партитуры — ее танцевальность, выраженную и в соло-перекличках инструментов, и в мощном туттийном звучании. Казалось, Сладковский и его подопечные специально дают возможность представить, какие хореографические движения могут изобразить картины жизни языческой Руси. Однако, нельзя не отметить индивидуальный сценарий сочинения — интерпретацию, приближающуюся к тому, чтобы назвать ее образцовой. Резкие динамические контрасты, переключающие из одного состояния в другое, усиленное звучание меди и ударных, четкое симфоническое развитие, сохраняющее цельность формы — эти и другие особенности в который раз продемонстрировали музыкальный язык «Весны священной», опередившей время.  «Музыка Стравинского для меня — мерило дирижерского профессионализма и показатель состояния коллектива», — поделился в одном интервью маэстро Сладковский. — У него в партитурах столько красок, контрастов, столько соло — все наши музыканты смогут себя показать». Что ж, его слова оказались пророческими: Госоркестр Республики Татарстан достойно отметил 140-летие Стравинского и в Москве, и в других городах своего турне.

 ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Карточка: 2574077Ё
Пинта музыки и рюмка Кьеркегора: экзистенциальная полемика Томаса Винтерберга: О роли музыки в фильме «Еще по одной».