Асмик Григорян и Лукас Генюшас обращаются к романсам Рахманинова, 97-летняяя пианистка Рут Слечиньска представляет новый альбом, Барбара Ханниган предлагает станцевать с ней ламбаду и мамбо, а группа Placebo возвращается спустя девять лет с жизнеутверждающими треками. О главных альбомах марта рассказала Надежда Травина.

Академическая музыка

1. Rachmaninov: Dissonance

Asmik Grigorian (soprano), Lukas Geniušas (piano)

Асмик Григорян — одно из главных музыкальных открытий последних нескольких лет, покорившая Зальцбургский и Эдинбургские фестивали, и Лукас Генюшас — внук легендарного педагога Веры Горностаевой, лауреат конкурса Чайковского, записали альбом романсов Рахманинова. В миниатюрах любимого композитора Асмик Григорян ощущаются внутренние противоречия, душевные терзания — запечатлены целые истории, которые, как и вся музыка Рахманинова, откликаются в сердцах слушателей в любую эпоху. Григорян называет эти романсы «мини-операми», но исполняет их не по-оперному драматично и страстно. Неповторимая рахманиновская лирика — будь то шедевр «Здесь хорошо» на слова молодой поэтессы Галиной или «Не пой, красавица» на стихи Пушкина, звучит сдержанно — но сколько самых разных чувств в этой сдержанности. Глубокий бархатный тембр голоса литовского сопрано идеально чувствует себя в этой музыке — так же, как уверенно-четкий, по-рахманиновски суровый аккомпанемент Генюшаса, который очень точно понимает стиль композитора. Этот великолепный альбом Асмик Григорян и Лукаса Генюшаса, названный в честь одного из записанных романсов — вовсе не диссонанс между соотечественниками, а, безусловно, самый чистый консонанс.

Apple Music | Яндекс.Музыка

2. Dance With Me

LUDWIG Orchestra, Barbara Hannigan (soprano), Lucienne Rénaudin-Vary (trumpet), Berlage Saxophone Quartet

«Танцуй со мной», — кокетливо предлагает канадская певица Барбара Ханниган на новом альбоме, записанном с оркестром Людвига, ее постоянными партнерами. Музыканты в очередной раз доказывают свою универсальность и открытость к самому разному репертуару — даже если это популярные танцевальные шлягеры, знакомые всем и каждому. Ламбада, «Лунная серенада» Гленна Миллера, «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди», мамбо Quien sera — если в вашей голове сейчас не зазвучали первые фразы этих хитов, значит, академическая классическая музыка их безжалостно вытеснила. Самое время погрузиться в латиноамериканские страсти! Барбара Ханниган здесь уходит от академической оперной манеры пения в сторону фактически оперетты — конечно, до джазовой легкости и раскованности ей еще далеко, но эта интерпретация здесь вполне органична. Голландский коллектив, исполняющий подобную музыку на своих концертах между Шенбергом и Стравинским, звучит максимально свободно и раскованно — кажется, что эти буги-вуги воспроизводит негритянский джазбенд, и мы оказываемся в 1920-х. В какой-то момент к этой танцевальной вечеринке присоединяется квартет саксофонов Berlage, и вот уже хочется напеть голосом Дина Мартина «When marimba rhythms start to play, dance with me, make me sway». Короче говоря, танцуют все!

Apple Music | Яндекс.Музыка

3. My Life In Music

Ruth Slenczynska (piano)

Пианистка Рут Слечиньска выпустила сольный альбом «Моя жизнь в музыке». На минутку, сегодня ей 97 лет. Детство Слечиньски, эмигрировавшей из Польши в Америку с родителями, пришлось на период Великой Депрессии. В 1930-е девочку-вундеркинда обучал игре на рояле сам Сергей Рахманинов, а кинохроника немного кино запечатлела ее первые шаги за инструментом (видео можно найти на YouTube). В нашу эпоху коронавируса и прочих катаклизмов Рут Слечиньска по-прежнему бодра и активна, о чем свидетельствует ее жизнерадостная фотография на обложке диска. Сам факт его записи — отличная мотивация, прежде всего, для возрастных исполнителей, с тоской вспоминающих свою успешную сольную карьеру и сомневающихся в своих силах. А для молодого поколения — пример беззаветного служения и любви к своей профессии, как бы это высокопарно ни звучало. На альбоме, название которого буквально передает творческое кредо Слечиньски, звучат сочинения композиторов, ставших музыкальными спутниками пианистки. Это Шопен, с этюдов которого Рут Слечиньска начинала каждое свое утро перед завтраком по требованию отца, а потом стала одной из лучших интерпретаторов шопеновской музыки; Самуэль Барбер — ее друг и однокурсник, Григ и Дебюсси — одни из ее любимых авторов XX века — и, конечно же, учитель Рахманинов. Слушая аккуратное, деликатное исполнение сочинений малой формы всех перечисленных композиторов, поражаешься, с каким вниманием Слечиньска относится к каждому звуку, штрихам, динамическим оттенкам, не позволяя вольности агогики и чрезмерной педализации. «Если мое исполнение до сих пор приносит людям радость, значит я не зря продолжаю», — утверждает 97-летняя артистка, выступившая не так давно на знаменитом шопеновском фестивале.

Apple Music | Яндекс.Музыка

4. Stravinsky Ballets

London Symphony Orchestra, Sir Simon Rattle

Лондонский симфонический оркестр и дирижер сэр Саймон Рэттл представили балетную триаду Игоря Стравинского — «Петрушка», «Жар-Птица» и «Весна священная». Запись была сделана на концерте в Барбикан-Холле, когда Рэттл только приступил к должности музыкального руководителя этого коллектива (в будущем году их контракт закончится). Сюиты к самым известным балетам русского композитора, прославившим его имя на Западе в начале прошлого столетия, сегодня исполняют охотно самые разные симфонические коллективы. Но не у всех получается воспроизвести сцены Масленичного гуляния или «Поганый пляс» так, как это мыслил Стравинский — с архаичным колоритом, безудержно энергично, смело и дерзновенно. Лондонский симфонический оркестр к этой категории музыкантов не относится: слушая их интерпретацию «Весны священной», невольно представляешь реакцию публики на премьере в 1913 году, когда новаторский балет из дягилевской антрепризы буквально развернул историю музыки на 180 градусов. Саймон Рэттл добивается от оркестра невероятно четкой пульсации ритмической фактуры (основа основ музыки Стравинского), стремясь подчеркнуть генезис сочинений — ту самую русскость, которую сегодня, впрочем, вряд ли кто-то из музыкантов на Западе будет подчеркивать.

Apple Music

5. Celebration of Life in Death

Anna Prohaska (soprano), La Folia Barockorchester, Robin Peter Müller

Сопрано Анна Прохазка празднует жизнь в смерти. Не пугайтесь! Так безрадостно и мрачно называется ее новый альбом, записанный с барочным ансамблем La Folia под управлением Робина Петера Мюллера. На обложке релиза музыканты выглядят как одна из типичных deаth-metall групп: кожаная одежда, бледно-вампирские лица и некий постапокалиптический фон одновременно и пугают, и интригуют. «Celebration of Life in Death» отправляет нас в путешествие по странам по Ленте времени: от григорианских песнопений, французских средневековых шансон, итальянских мадригалов Барбары Строцци и арий Франческо Кавалли к Джону Леннону и Полу Маккартни с их quasi-мотетной Eleanor Rigby и «Алеллуйи» Леонарда Коэна в неузнаваемой аранжировке. Эти разностилевые шедевры, по-театральному подчеркивающие музыкальные достижения и Страдающего Средневековья, и пышного Ренессанса, и XX века, Прохазка исполняет безукоризненно, идеально точно и, самое главное, бесстрастно, предпочитая быть рассказчиком, повествующим о жизни, смерти, добре, зле.  La Folia Barockorchester, напротив, звучит откровенно зловеще: послушайте, к примеру, шансон J'ai vu le loup с приплясывающим бубном и трелями флейты или обработку немецкой песни «Ах мой милый Августин», по легенде написанную во время эпидемии чумы.

Apple Music | Яндекс.Музыка

6. Bach: St. John Passion

Nick Pritchard (Evangelist), William Thomas (Christus), Alex Ashworth (Pilatus), Julia Doyle (soprano), Alexander Chance (countertenor), Peter Davoren (tenor), English Baroque Soloists, Monteverdi Choir, Sir John Eliot Gardiner

Снятое и записанное в архитектурном великолепии Шелдонского театра выступление English Baroque Soloists с баховскими «Страстями по Иоанну» ознаменовало возвращение сэра Джона Элиота Гардинера к живым концертам. «Это сочинение по-прежнему остается для меня особенным. Бах мыслил его как акт поклонения религиозному искусству. Вот почему спустя почти 300 лет оно продолжает трогать слушателей всех вероисповеданий», — говорит дирижер. И в самом деле, обратившись к баховскому шедевру, более свободно здесь повествующему о жизни и страданиях Христа, оркестр и хор Монтеверди наделили каждую арию и каждый речитатив особым драматизмом и чувственностью — так, как если «Страсти» были бы лирической оперой. Хоровые сцены звучат как камерные ансамбли — Гардинер намеренно «облегчает» исполнение массовых сцен, добиваясь от музыкантов легкого, почти невесомого звука. Возможно, не все знатоки музыки Баха и приверженцы аутентизма оценят эту трактовку, но даже у самых строгих критиков не возникнет мысль о том, чтобы не похвалить эту невероятно профессиональную, тщательную работу.

Apple Music | Яндекс.Музыка | VK

7. JS Bach: Matthäus-Passion Raphaël Pichon

Julian Prégardien (Evangelist), Stéphane Degout (Christus), Sabine Devieilhe & Hana Blažiková (sopranos), Lucile Richardot (mezzo), Tim Mead (countertenor), Reinoud Van Mechelen & Emiliano Gonzalez Toro (tenors), Christian Immler (bass-baritone), Pygmalion, Raphaël Pichon

А вот и похожая интерпретация баховского монументального цикла — на этот раз уже «Страстей по Матфею». Ансамбль «Пигмалион» под руководством Рафаэля Пишона вновь превращают статичную полифоническую музыку Баха в театрализованное танцевальное представление. Этот перформанс возникает, даже если Пишон просто записывает сочинения Баха на диск — оказалось, что вовсе необязательно здесь подключать режиссера Кэти Митчелл. На свежем релизе «Пигмалиона» история гибели Иисуса Христа — от его горестных предчувствий до погребения, — звучит чувственно, эмоционально, опять же, приближаясь к оперному высказыванию. Это действительно «Страсти», повествующие о величайшем отчаянии и чудовищном искушении, исполненные великолепным составом интернациональных солистов — в записи приняли участие сопрано Сабина Девиль, тенор Джулиан Прегарден, баритон Стефан Дегу и другие.

Apple Music | Яндекс.Музыка | VK

Популярная музыка

8. Never Let Me Go

Placebo

Брайан Молко и Стефан Олсдал, нынешний состав британской группы Placebo, спустя девять лет молчания представили свежий релиз. «Never Let Me Go» — это концентрат мыслей, чувств, историй музыкантов, прошедших немалый творческий путь. Здесь есть и жизнеутверждающий мелодичный прогрессив-рок в духе ранних Muse («Beautiful James»), и откровенно саундтрековый «The Prodigal», где ближе к финалу вдруг всплывает цитата из «Under Pressure» Queen и Дэвида Боуи (и ты поражаешься, насколько органично она здесь вписалась), и жизнеутверждающий, почти гуманистический призыв «wake up, try better next time». Что ж, сегодня такие высказывания Placebo актуальны как никогда, а их новый альбом — яркое свидетельство того, что даже после затяжной паузы настоящее творчество способно вновь засиять новыми красками.

Apple Music | Яндекс.Музыка | VK

9. Multitude

Stromae

Наверное, сегодня нет такого человека, который бы не слышал песню «Alors on danse» и низкий голос с истинно французским прононсом. Лет десять назад хит темнокожего бельгийского музыканта Stromae гремел из каждого угла, породив десятки каверов (в том числе, и русскоязычных). Прошли годы: Поль Ван Арен пробовал себя в разных жанрах и стилях, брал творческую паузу, столкнулся с депрессией и даже, по его словам, думал о суициде. Новый альбом «Multitude» — это долгожданный выход из вынужденного кризиса. Большинство треков не похожи на то, что музыкант делал раньше — они окрашены примесью самого разного фольклора (знатоки узнают музыку Боливии, Турции, Китая). «Я хотел всё замешать так, чтобы было ощущение, что ты путешествуешь, но никогда не знаешь точно, где находишься», — признавался певец. И, надо сказать, у него это удалось. Получился такой причудливый музыкальный коктейль из жанров, стилей, настроений и тем, щедро предлагаемых слушателю. Если хочется поразмышлять о жизни и одиночестве — то самое время послушать трек «La solassitude», если задуматься о нелегкой доле рабочих — то «Santé» а если вы — молодой отец и только столкнулись со всеми прелестями жизни младенца, то лучше всего включить трек «C'est que du bonheur», где Stromae подробно расскажет, как менять подгузники.

Apple Music | Яндекс.Музыка | VK

10. Warm Chris

Aldous Harding

Свежий релиз новозеландской певицы Алоиз Хардинг получился каким-то невероятно теплым и уютным — если такие прилагательные вообще применимы к описанию музыки. Простые мелодии и такие же незатейливые аранжировки (минимум ударных, максимум клавишных) альбома Warm Chris хорошо слушать в одиночестве и тишине — треки располагают к тому, чтобы остаться наедине со своими мыслями. Вокал Хардинг, напоминающий одновременно Лану дель Рей и Билли Айлиш, после первого же трека «Ennui» погружает в расслабленную атмосферу, словно призывая отбросить тревогу и прочее, что мешает чувствовать себя свободной. Алоиз Хардинг предлагает поговорить о потерянной любви («Bubbles»), вспоминает трепет от первой встречи с возлюбленным («Fever»), в духе мюзикла переживает любовную драму («She'll Be Coming Round the Mountain»). Конечно, вряд ли этот альбом захочется переслушивать снова и цитировать первые строчки треков, но то, что «Warm Chris» в какой-то момент станет вашим лучшим другом или подругой, сомнений нет.

Apple Music | Яндекс.Музыка | VK

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: