Прошедший год буквально взорвался новыми альбомами. Оксимирон, Земфира и Adele выпустили релизы после долгого молчания, новая пластинка Shortparis закрепила место коллектива на российской музыкальной сцене, а Билли Айлиш выросла из подростка в состоявшуюся артистку. В мире академической музыки все еще разнообразнее: Теодор Курентзис и musicAeterna записали седьмую симфонию Бетховена, Патриция Копачинская — «Лунного Пьеро» Шенберга. Вышел новый концептуальный альбом Алексея Ретинского и запись седьмой симфонии Малера под управлением Владимира Юровского. О главных пластинках года рассказала Надежда Травина.

Академическая музыка

1. Beethoven: Symphony No. 7

Teodor Currentzis and musicAeterna

Седьмая симфония Бетховена с легкой руки музыковедов давно уже содержит греческий привкус — это и тема «Allegretto», напоминающая мужской хор в античной трагедии, и темы остальных частей, на которые идеально ложатся античные поэтические метры. Непонятно, имел ли в виду это сам композитор, но Теодору Курентзису такое прочтение симфонии явно по душе. И даже больше: в предисловии к альбому, записанному его оркестром musicAeterna, дирижер утверждает, что Бетховен обладал «глубоким инстинктивным пониманием греческой архитектуры» и что это сочинение имеет совершенные формы как у Парфенона. Потому маэстро и выстраивает бетховенский опус как образец красоты, изящества и стройности, оттачивая каждую часть как уникальный гранит. Всегда поражает, как Курентзису удается добиться от своих подопечных невероятно тихой или невероятно громкой динамики (которую трудно создать даже соло!), но на этом альбоме уровень градаций форте и пиано находится на грани невозможного, особенно во вступлении к «античной» теме. Как обычно, дирижер акцентирует все мелкие элементы от мотива до фактурных контрапунктов, заставляя слушателя любоваться этой фантастической детализацией, а вместе с ней и невероятной ритмической и артикуляционной слаженностью звучания. Это по-настоящему классицистское сочинение, пусть и созданное на пороге приближающегося романтизма (этот факт здесь растворяется), исполненное с классицистским благородством, достоинством, с единством места, времени и действия. И лишь откровенно лихой финал в духе «Камаринской» Чайковского возвращает нас из мифа в реальность, где Теодор Курентзис — не продолжатель своих коренных традиций, а давно уже русский дирижер, живущий в Петербурге.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

2. Schoenberg: Pierrot lunaire

Patricia Kopatchinskaja

Патриция Копачинская из тех исполнительниц, которые как в омут с головой погружаются в эксперимент, не боясь вызвать шквал критики или показаться странной. Enfant terrible академической музыки, эта артистка с большим именем и маленьким ростом берется за сложнейшие опусы современных композиторов, переворачивает с ног на голову скрипичный репертуар, и, наконец, устраивает босоногие перформансы на сцене, которые так любит публика. В 2021 году Копачинская выпустила запись «Лунного Пьеро» Арнольда Шенберга — цикл для голоса и ансамбля солистов, считающийся сегодня классикой экспрессионизма и модернизма начала прошлого века. Скрипачка сама исполнила партию голоса, рассчитанную исключительно на вокалистов, владеющих техникой Sprechgesang, полупением-полуразговором. У Копачинской это получилось блестяще, учитывая сложность задачи: ярко, театрально, эксцентрично. Ее Пьеро — это немного безумный страдалец, таинственно и зловеще рассказывающий явно сюрреалистические истории, от которых кровь стынет в жилах. Излишняя эмоциональность исполнительницы только усиливает эффект: это явно не эстетика кабаре, которую подразумевал композитор и, к счастью, не актерская пафосная декламация, которой иногда пользуются певцы. Впрочем, если небожителей отпугнет Копачинская-вокалистка, то на диске представлена также и Копачинская в своем обычном амплуа. Вместе с такими же выдающимися музыкантами, как пианист Йоонас Ахонен и Томас Кауфман, она предлагает всем любителям салонной музыки «Императорский вальс» Штрауса в обработке Шёнберга и «Маленький венский марш» Крейслера.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

3. Zemlinsky: Die Seejungfrau — Schreker: Der Geburtstag der Infantin

Royal Liverpool Philharmonic Orchestra

Василий Петренко и Лондонский филармонический оркестр обратились к Русалочке Ганса Христиана Андерсена, карлику и девочке из «Дня рождения инфанты» Оскара Уайльда, чтобы рассказать слушателям эти чудесные сказки, которые легли в основу симфонических произведений Александра фон Цемлинского и Франца Шрекера. Оба композитора до сих пор находятся в тени своих современников Шенберга, Берга и, конечно же, Малера, поэтому эта запись во многом заполняет этот досадный пробел. Цемлинский написал «Русалочку» после того, как от него ушла возлюбленная Альма – и ушла, причем, к Малеру. Расставание ощущается в каждом звуке этого гипертрофированного позднеромантического сочинения: оркестр играет с невероятной чувственностью, трепетом, всей душой. Образы морской стихии, морского царства и прекрасной диснеевской принцессы Петренко не интересуют — детальная звукоизобразительность здесь спрятана как сундук с сокровищами на дне океана, превалирует же общее движение в духе смерть и просветление. «День рождения Инфанты» — изумительная по красоте сюита, привлекающая и своей оркестровкой (в партитуру добавлены и кастаньеты, и ксилофон, и колокольчики, и все виды барабанов), и характерными песенно-танцевальными темами (изначально композитор создал танцевальную пантомиму, а позже — сюиту из ее номеров). Вот здесь как раз наоборот: оркестр ударяется в откровенную театральность, изобразительность, вычурность, выстраивая музыкальное пространство югендстиля. Слушать этот альбом — одно эстетическое удовольствие для взрослых и увлекательное погружение в мир сказки для детей.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

4. Sofia Gubaidulina: Dialog: Ich und Du; The Wrath of God & The Light of the End

Gewandhausorchester Leipzig, Andris Nelsons

На лейбле Deutsche Grammophon вышел диск нашей великой Софии Губайдулиной, отмечавшей в 2021 году свое 90-летие. Здесь представлены мировая премьера сочинения «The Wrath of God», Скрипичный концерт «Dialog: Ich und Du» и масштабный оркестровый опус «The Light of the End». В работе над созданием альбома приняли участие оркестр Гевандхауза (сегодня Губайдулина является его композитором-резидентом) под управлением Андриса Нельсонса, а также скрипач Вадим Репин, несколько лет назад предложивший Софии Асгатовне написать новую партитуру для своего Транссибирского арт-фестиваля. Скрипичный концерт (третий в ее творчестве) «Dialog: Ich und Du» был вдохновлен книгой Мартина Бубера, который объяснял двойственность нашего мира двойственностью основных слов, встречающихся у человека (Я – Ты; Я – Оно). «При чтении таких размышлений меня восхищает то, что все это имеет непосредственное отношение к искусству Музыки, к жизни звучащей материи»,  — утверждала Губайдулина. Это, пожалуй, одно из самый трагических ее сочинений, в котором противостояние противоположностей, тот самый диалог двух начал воплощает оркестр и голос скрипки Вадима Репина, воспринимающийся как страстная мольба. Пьеса «The Light of the End», по словам композитора, возникла из яркого звука древнего цимбала. Курту Мазуру, дирижировавшему премьерой, она напомнила древнее изречение «per aspera ad astra» — «через тернии к звездам». Наконец, на альбоме звучит «The Wrath of God» или же «Гнев Божий», где Губайдулина как будто воспроизводит призывы иерихонской трубы. «Мощные залпы меди сопровождаются такой глубокой песней гнева, что чувства самого Бетховена затрепетали бы...» (газета Wiener Zeitung).

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

5. Haydn 2032, Vol. 10: Les heures du jour

Giovanni Antonini and ll Giardino Armonico

Джованни Антонини и оркестр ll Giardino Armonico выпустили десятый по счету том сочинений Гайдна, продолжив свой грандиозный проект «Haydn 2032», подразумевающий запись всех симфоний венского классика. По сложившейся традиции они добавляют к ним сочинения похожих по стилю авторов (исключение составляет, к примеру, восьмой альбоме, где вдруг появился Бела Барток) — на сей раз в пару к Гайдну встал его продолжатель Моцарт («Serenata Notturna»). Объектом пристального внимания музыкантов стали три ранних программных симфоний Гайдна, получивших авторское название «Утро», «Полдень» и «Вечер». ll Giardino Armonico, конечно, подчеркивают программность и театральность симфоний — например, в Шестой мы так и видим восход солнца, так и слышим переклички птиц, — но этой изобразительности, явно лежащей на поверхности, дирижеру явно недостаточно. Для него Гайдн — не папаша классицизма, и уж точно не придворный композитор, развлекающий богатых гостей князя Эстерхази. Дирижер мыслит его ранние опусы как родственников concerto grosso Вивальди или других его современников. Контрасты между главной и побочной партиями или же между группами инструментов обострены до предела, больше напоминают диалоги tutti и solo, вычурные акценты и нестабильный темп с кажущейся импровизационностью тоже оттуда, из традиций эпохи барокко, которая, к слову, ко времени создания этой триады (1761) еще окончательно не исчезла. В разговоре с одним уважаемым критиком Джованни Антонини заявил, что если ты неважно исполнишь музыку Гайдна, то лучше пойти и застрелиться. К счастью, суицид дирижеру и его подопечным не грозит — они исполняют венского классика на высочайшем уровне, подкрепляя любопытной интерпретацией, и к тому же, им еще предстоит большая работа до 2032 года.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

6. Zero Point

Alexey Retinsky

В альбоме «Zero Point» Алексей Ретинский объединил электроакустические композиции, написанные им за последние десять лет для выставочных, театральных и городских проектов. Так, «Madrigal to Be Here» — это созданная совместно с австрийской художницей Зигрун Аппель аудиоинсталляция для музея Johanneum, которая стала своего рода аудиовизуальной эпитафией пивоварне XIX века (на ее месте власти города Грац решили установить стадион). Композиция «Africa» задумывалась как часть выставочного проекта Африканской библиотеки в Базеле, посвященного наследию немецкой писательницы и правозащитницы Рут Вайс. Ретинский взял за основу реальные диктофонные интервью, которые Вайс брала у коренного населения Африки в 1960-е и 1970-е, и мастерски разложил его на отдельные звуковые элементы (фонемы речи, помехи в записи, шум), складывающиеся в самую что ни на есть документальную партитуру. Звуковая инсталляция «Hamlet» вобрала в себя украинский песенный фольклор, электронное звучание предварительно записанных народных голосов и трио инструментов. Кстати, изначально эта музыка мыслилась как прелюдия к спектаклю «Гамлет. Вавилон», театральной копродукции Украины и Швейцарии, но на альбоме она предстает как самостоятельная, полноценная работа. Во многом точкой отсчета стремительного развития карьеры Ретинского стало его тесное сотрудничество с Теодором Курентзисом, но вот точку отсчета — что послужило первоначальным импульсом для записи «Zero Point», — при прослушивании нащупать трудно. Это некий концентрат личности самого концептуалиста, отчасти романтика и философа Алексея Ретинского, демонстрирующего профессиональное владение электроникой, умеющего вывести свой консерваторский бэкграунд к самой разной музыке и к самому разному слушателю.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

7. Anima Aeterna

Jakub Józef Orliński, Francesco Corti, Il Pomo d’Oro and Fatma Said

За этот год польский контртенор успел парадоксально многое — посотрудничал с хип-хоп артистами, спел с поп-звездой Mika, продолжил занятия своим любимым брейкдансом, съездил в Большой зал Московской консерватории, где дал феерический концерт и, наконец, выпустил свой второй сольный альбом «Anima Aeterna». «Название переводится как "вечная душа", что для меня означает природу», — говорит артист. «Это что-то такое жизненное, дикое и опасное, но в то же время такое спокойное, завораживающее и исцеляющее». Релиз, действительно, привлекает внимание, прежде всего, выбором сочинений — это духовные арии и мотеты XVIII века, настоящие раритеты, которые по достоинству оценят знатоки барочной музыки. Виртуозную пьесу «Barbara, dira effera» Яна Зеленки Орлинский исполняет легко и в стремительном темпе, словно усаживая слушателя на американские горки, арию из оратории «Источник спасения» Йозефа Иоганна Фукса — сдержанно-строго, как подлинно библейский герой, страдающий за свое дело, мотет «Laudate pueri» Дженнаро Манны — откровенно подражая бравурному стилю итальянских кастратов тех лет. Кстати, в записи «Anima Aeterna» приняли участие одтн из лучших барочных коллективов — оркестр и хор Il Pomo d'Oro под управлением Франческо Корти, а также сопрано Фатьма Саид. Мы обнаружим на альбоме такие композиторские имена, как Бартоломео Нуччи и Франциско Антонио дель Альмедиа, которые звучат как их величайший современник Гендель, чей юбилей сегодня отмечают даже в России. Его антифон, состоящий только из одного слова «Алиллуйя», Орлинский преподносит как простую, задушевную и «попсовую» песню, звучащую в наушниках такого же молодого человека, как и сам артист. «Барочная музыка — это поп-музыка своего времени. В то время ты приходил на вечеринку или в театр, ел и пил, хорошо проводил время, а барочная музыка лилась повсюду. Конечно, музыкальная образованность публики тогда была другой, но даже сейчас барочная музыка может многому нас научить, может многое дать современным людям» — вот так рассуждал в недавнем интервью «Вашему Досугу» Якуб Йозеф Орлинский, и с ним невозможно не согласиться.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

8. Mahler: Symphony No. 7 in E Minor (Live)

Bayerisches Staatsorchester and Kirill Petrenko

Газета The Guardian назвала эту запись «самой увлекательной интерпретацией самой сложной симфонии Малера». Предшественник Владимира Юровского в Баварской опере, именитый дирижер Кирилл Петренко и его подопечные обратились, пожалуй, к одной из самых трагических страниц в симфоническом творчестве Густава Малера, о концепции которой, в отличие от предыдущих, он подробно не сообщал. Оркестр исполняет Седьмую симфонию без какого-либо драматического надрыва или экзальтации (конец света еще не наступил!), подчеркивая, скорее, и ее венско-классический генезис (торжественный, ослепительный финал), и песенные австро-немецкие интонации («Ноктюрн» с аккомпанементом двух арф, гитары и мандолины). Петренко выбирает умеренный темп, который позволяет, с одной стороны, акцентировать внимание на деталях, а с другой стороны — последовательно собрать форму целого, развернуть сдержанное повествование. В этой версии Малер предстает как замкнутый лирический герой, переживающий трагедию с действительностью глубоко внутри себя. Музыка не вырывается за свои пределы, и это может показаться неким осторожничеством со стороны Петренко (симфонии Малера и без «разрыва души»?), но такое прочтение имеет право на свое существование и на свою дальнейшую жизнь.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

9. History of the Russian Piano Trio, Vol. 4

Brahms Trio

Пианистка Наталия Рубинштейн, скрипач Николай Саченко и виолончелист Кирилл Родин представили очередной диск в рамках своего просветительского проекта под названием «История русского фортепианного трио». Альбомы, записанные в Большом зале Московской консерватории, выстроены по хронологическому принципу: от родоначальника жанра трио в нашей стране Александра Алябьева до забытых композиторов-эмигрантов начала XX века. Помимо всего прочего, «Брамс трио» ведет активные, чуть ли не детективные поиски партитур, многие из которых либо были утеряны, либо увезены в другую страну, либо вовсе остались в виде эскизов — и такой самоотверженный исследовательский труд, конечно, восхищает. Вышедший в мае 2021 года альбом объединил «Трио ре минор» Антона Аренского и «Трио ре мажор» Сергея Танеева — двух великих композиторов московской школы XIX века, воспитанников и профессоров Московской консерватории, чьи сочинения для трио или квартета существенно обогатили камерное музицирование тех лет. «Брамс трио» исполняет их с особым достоинством, демонстрируя свое выработанное годами ансамблевое взаимодействие, партнерство, ощущаемое даже в паузах. Музыканты словно демонстрируют, как именно нужно преподносить слушателю жанр трио, вкладывая в свою игру всю душу, мысли, ощущение исторического времени и контекста, бережное и уважительное отношение к композиторам.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

10. Bach: 'Meins Lebens Licht' Cantatas BWV 45-198 & Motet BWV 118

Collegium Vocale Gent and Philippe Herreweghe

Объяснять, что значит для Херревеге фигура Иоганна Себастьяна Баха, долго не нужно — достаточно упомянуть тот факт, что дирижер награжден медалью Баха за многолетнее служение его музыке. Вместе со своим ансамблем Collegium Vocale Gent Филиппе Херревеге раскрывает сокровенный мир баховских кантат: исполнители в очередной раз подтверждают статус непревзойденных интерпретаторов его музыки. В 2021 году они явили миру запись 95 и 198 кантат, присоединив также мотет BWV 118. Разбирать на мелкие детали этот альбом, очевидно, нет смысла, настолько цельно и концептуально он звучит. Если не знать содержания текста кантат (а творения баховских либреттистов во многом уступали самой музыке), то складывается впечатление, что ансамбль рассказывает одухотворенные поэтические истории — каждая ария или речитатив полна свежести, искренности и благородства. Очевидно, что знатоки баховского наследия и ценители качественного звучания по достоинству оценят этот альбом. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

11. Handel: Rodelinda, HWV 19

The English Concert and Harry Bicket

В этом году мир отмечал 250 лет со дня рождения Георга Фридриха Генделя — композитора, которого любят все без исключения. Особенно его любят в Англии — стране, в которой он превратился в суперзвезду, создал свои лучшие оперы и оратории, а также знаменитый антем «Садок-священник», ставший позже гимном Лиги Чемпионов. Потому неудивительно, что британский ансамбль The English Concert, играющий на аутентичных инструментах, под руководством своего наставника Гарри Бикета записал одно из популярных и часто исполняемых сегодня сочинений Генделя — оперу «Роделинда». Этот процесс пришелся на самый ярый период пандемии, и музыканты были вынуждены записываться на значительном расстоянии друг от друга, соблюдая социальную дистанцию — интересно, что эта вынужденная необходимость произвела акустический пространственный эффект, ничуть не нарушивший стилистику сочинения. Люси Кроу, она же Роделинда, предстает здесь как подлинная феминистка, бросившая вызов узурпатору Гримоальду: певица идеально попадает в образ, демонстрируя свои блестящие вокальные данные. Партию Бертарида исполняет один из лучших сегодняшних контртеноров Йестин Дэвидс, покоривший не так давно московскую публику в той же опере на фестивале в Московской филармонии — и его король Лонгобардов подкупляет своей искренностью, благородством, присущими, прежде всего, самому артисту. Великолепный альбом британских музыкантов — это одновременно приношение и Генделю, прославившему музыкальное искусство их страны, и подарок всем любителям его бессмертных творений.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

12. Strauss: Eine Alpensinfonie (Alpine Symphony)

Rundfunk-Sinfonieorchester Berlin, Vladimir Jurowski

Как это обычно для Юровского, каждый эпизод «Альпийской симфонии» Рихарда Штрауса, этой, по сути, симфонической поэмы, воспевающей горные пейзажи и альпийские просторы, скрупулезно и строго-классично выверен: каждая группа инструментов знает свое место и звучит по-немецки педантично. Мы вряд ли услышим здесь «божественных длиннот» в лучших традициях позднего романтизма — скорее, почувствуем пламенный привет «Пасторальной симфонии» Бетховена, где в партитуре также «запечатлены» природа, гроза, птички и все такое. На недавнем концерте в рамках своего цикла «Истории с оркестром» Юровский уже открыто просил нас беречь природу: здесь этот призыв считывается с первых тактов. Как опытный тревел-блогер, дирижер вслед за композитором ведет слушателя по удивительным местам его почти уже родной Германии, раскрывая суть программных заголовков симфонии.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

13. Ezekiel’s Eagle

Cappella Pratensis and Stratton Bull

В ушедшем году капелла «Pratensis» и певец Страттон Булл приготовили всем любителям Страдающего Средневековья щедрый подарок. На альбоме Ezekiel’s Eagle музыканты из маленького голландского города Хертогенбос собрали полифонию строгого стиля — композиции, звучавшие на собраниях местной религиозной организации «Братство Богоматери» (Illustre Lieve Vrouwe Broederschap). В это братство входил, между прочим, небезызвестный Иероним Босх, а ее члены занимались полезными делами: пели сложную полифоническую музыку, собирали средства на закупку органа для своей часовни, нанимали лучших исполнителей. Невероятно, но Братство продолжает существовать и сегодня, развивая идеи, заложенные несколько веков назад. Капелла «Pratensis» и Страттон Булл, специалисты в области аутентичной музыки, воспроизвели рукописи, хранящиеся в архиве этого объединения — это полифонические мотеты французского композитора Жана Мутона и музыка анонимных авторов (естественно, пели по рукописям). Сурово-сдержанное звучание, от которого физически становится холодно, как на машине времени переносит в ту далекую эпоху, когда музыка была посредником между человеком и Богом, а многоголосие заменяло любой инструментальный состав. Исполнители словно приглашают слушателя присоединиться к религиозному празднику Церкви Святого Иоанна Богослова солнечным весенним днем — и даже если вы далеки от этой традиции, приглашение все равно стоит принять.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

Популярная музыка

14. Красота и уродство

Oxxxymiron

Новый альбом Мирона Федорова ворвался в нашу размеренную жизнь как коронавирус: его никто не ждал (а к зачаткам относился скептически), но он пришел и нанес сокрушающий удар и по красоте, и по уродству действительности. Это безоговорочно мощнейший камбэк музыканта, о котором в эпоху Тик-Тока и господства Скриптонита уже успели позабыть — кто-то еще помнит его знаменитый версус с Гнойным в 2015 году? Это фантастически, до мелочей, продуманная смысловая работа — многослойная, лоскутная как романы Джойса, которая, как обычно у Оксимирона, превращает рэп в художественное концептуальное высказывание. «Красоту и уродство» трудно назвать именно музыкальным альбомом: аранжировки, хоть и качественные, звучат как стандартный хип-хоп трек. Скорее, это такой акт самовыражения, музыкально-словесный перформанс лирического героя, размышляющего над тем, кто же все-таки убил Марка, откровенно рассказывающего о своем конфликте с рэпером Жиганом. Словом, обнажающим душу перед диванными критиками, которые в своих рецензиях все равно напишут о том, что новый альбом Оксимирона никуда не годен. В этом треке «Рецензия» Оксимирон пародирует профессионалов и одновременно безжалостно над ними издевается, словно мстя за коллег — а в других говорит о сексуальности Екатерины Шульман, передает привет Эминему, Сергею Курехину, любителям быстрой езды, МинЮсту и признается, что построил третий альбом на костях. Изобилуя рифмами, метафорами, аббревиатурами, аллюзиями и цитатами, Мирон на наших глазах уничтожает все то, во что превратился русский рэп в период его затяжного молчания и шаг за шагом, от песни к песне, как скульптор, вылепляет собственный жанр. «Красота и уродство» — это, безусловно, альбом года, и его стоит послушать даже тем, кто далек от такой музыки.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

15. Бордерлайн

Земфира

Главная бунтарка отечественной музыки несколько лет дразнила поклонников отдельными песнями, отдельными выступлениями, а в этом году взяла и выпустила долгожданный альбом — без всякой рекламы, намеков, просто выложила в сеть. «Бордерлайн» вызвал одновременно и восхищение, и разочарование. Восхищение от степени откровения, с которым певица не побоялась выйти к слушателю. Разочарование — от несбывшихся ожиданий чего-то нового, свежего, экспериментального. Но всех недовольных примирил по-прежнему такой искренний, надрывный, поющий словно для тебя голос Земфиры Рамазановой, ее мастерство как композитора, ее такая индивидуальная философия «не для всех». Мрачные, депрессивные песни, такие как «Таблетки» или «Остин» – музыкальное воспроизведение диагноза «бордерлайн» (в психиатрии так называют пограничное расстройство личности) — кажется, не оставляют просвета. Но он вдруг наступает в песне «Пальто» (ее певица сочинила, когда находилась в больнице) и понимаешь, что больно бывает не только от боли, а от простой незамысловатой мелодии и такого же фортепианного аккомпанемента. Земфира вернулась — поделилась исповедью, которая созревала у нее все эти годы затишья и, кажется, уходить так надолго больше не собирается. Скоро пройдут два столичных концерта рок-звезды, билеты на которые раскупили на шесть часов после старта продаж. Она по-прежнему великая, а говорила же, что «устала, ухожу».

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

16. Яблонный сад

Shortparis

В ушедшем году питерцы выпустили релиз, который мог бы назваться новой «Повестью временных лет». Композиции, как и всегда у группы, балансируют между музыкой и акционизмом — последнее здесь акцентировано наиболее ярко. Картины современной России, где «над собором Кремля поднимается ветер», уральские пейзажи и события белорусских протестов – все это преподносится с каким-то декадентским пафосом, обличая мир на пороге катастрофы. «Яблонный сад» целиком пропитан питерской атмосферой на грани мрачной лирики и тревоги, вобрал исторический культурологический шлейф северной столицы (отсюда, кстати, и старо-русское прилагательное «яблонный»). Николай Комягин и сотоварищи не боятся казаться занудными и предсказуемыми, их месседж воспринимается как еще одно художественное глубокое высказывание, коих в отечественной музыке сегодня рождается не так много. О шлейфе прошлого напоминает, разве что, баян, звучащий как плач по ушедшей эпохе, и то и дело проскальзывающие интонации русского романса.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

17. На горе мак

Zventa Sventana

Творчество Zventa Sventana — характерный пример того, как можно оригинально, свежо, модно и, самое главное, качественно исполнять русский фольклор. Но не тот, что поют ряженые Надежда Кадышева и Надежда Бабкина, а самый настоящий — от деревенских бабушек, которые, хоть и пользуются Интернетом, но помнят песни на Ивана Купалу, звучавшие из поколения в поколение. Участники группы обращаются к архивам музыковедов-фольклористов, обрабатывают народные образцы, сохраняя аутентичную мелодику и характерную манеру исполнения. На вышедшем в 2021 году альбоме «На горе мак» солистка Тина Кузнецова поет в манере, близкой, скорее, южной русской традиции (никакого «оканья» как на Севере), аккуратно выделяя голосом все эти классные ритмические и гармонические шероховатости, к которым не привыкло наше зацикленное на европейскую музыку ухо. Ее напарник — тот самый Юрий Усачев, автор всех хитов группы «Гости из будущего», — смастерил не менее вкусные, разножанровые аранжировки: тут тебе и техно (хороводная «Дуняша»), и поп-фолк с наигрышем синтезатора а-ля жалейка («Стежки-дорожки»), и танцевальный поп («Вир-вир»). Все восемь треков чудо как хороши как для любителей подлинно русского, так и для знатоков народного пения. А еще на песню «На горе мак» группа сняла кибер-психоделический клип, в котором актриса Варвара Шмыкова в образе Василисы Прекрасной попадает в мир, где русский фольклор сплетается с цифровой реальностью и современным искусством.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

18. Not Your Muse (Deluxe)

Celeste

Селесту хвалит сам Элтон Джон, ей вручают премии BC Music Awards и Brit Awards, а музыкальные критики говорят о ней как о новой надежде поп-музыки. Дебютный альбом британской певицы, чей голос удивительным образом реинкарнирует Эми Уайнхаус и прежнюю Адель, вышел в феврале прошлого года. «Not Your Muse» исследует разговоры, диалоги и фрагменты историй о том, что пережила молодая исполнительница: это размышление о потере, острых ощущениях новой любви, политическом лишении гражданских прав и обретении надежды после темных времен. И если трек «Stop This Flame» после выхода альбома сегодня звучит из каждого угла, то остальные треки только на пути к популярности — но она обязательно придет, вне всяких сомнений. Сочетание электроники и «живых» инструментов придают звучанию тот самый западный модный бит, который встретишь у многих поп-звезд. Но главным оружием массового поражения у Селесты был и остается ее же голос — сильный, уверенный, богатый на оттенки, позволяющий свободно экспериментировать с самой разной музыкой.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

19. Promises

Floating Points, Pharoah Sanders & London Symphony Orchestra

Когда совместный фит делают музыканты старшего и младшего поколений — это не всегда бывает удачно, особенно в России. Но коллаборация Феррела Сандерса и Floating Points (он же Сэм Шеппард), ставшая значительным событием в музыкальном мире прошедшего года, доказывает обратное. По легенде, прославленный джазовый музыкант Феррел (Ферроу) Сандерс услышал завораживающие мерцающие звуки синтезатора на одном из треков «Floating Points», слушая радио в своей машине. 80-летний мэтр заявил, что хотел бы встретиться с автором композиции, который, к слову, оказался на 40 лет его младше. Результат этой встречи вылился в создание совместного альбома, в записи которого принял участие также Лондонский симфонический оркестр (их партии написал Шеппард). Девятичастная композиция альбома — треками эту развернутую соул-блюзовую фантазию назвать трудно, — наверняка придется по душе любителям неспешной музыки с лениво перетекающими мелодиями. Здесь царит, безусловно, саксофон, который в руках такого мэтра как Сандрес оживает и говорит на разных языках: то убаюкивает, то приходит к экзальтированным кульминациям, которые напоминают духовно-джазовые излияния Элис Колтрейн. Электронные вкрапления, за которые отвечает Шеппард, ничуть не нарушают лирические импровизации Сандерса — это идеальное сочетание можно слушать как с бокалом игристого в каком-нибудь шикарном ресторане, так и в богемной интеллектуальной тусовке, ценителей высокого искусства.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

20. Medieval Femme

Fatima Al Qadiri

Среди ярких новинок 2021 года выделим альбом «Medieval Femme» певицы, композитора и арт-художника Фатимы Аль Кадири. Средневековая поэзия арабских женщин и Аль Ханса, любимого поэта пророка Мухаммеда, вдохновили ее на создание тонких этнических треков на вечноактуальную тему, которая могла бы звучать как «роль женщины в арабском мире». Аль Кадири и в своих инсталляциях пристально исследует эту проблему, которая для нее не менее важна, чем арт-высказывания о военных конфликтах на Ближнем Востоке (Аль Кадири была свидетельницей войны в Персидском заливе). В альбоме, к счастью, этот нарратив не ощущается, политический и социально-общественный дискурс остается за скобками.  «Medieval Femme» — это типичные эмбиент-треки с едва уловимым «ароматом» гармонического лада и других музыкальных «восточных пряностей». Тембр лютни, больше напоминающий тембр цитры или тар вполне органично существует со звучанием электроники, в которую погружаешься, как в горячий песок — налицо соединение различных культур, традиции и современности. Самый показательный в этом плане трек, «Sheba», открывающийся вступительной темой quasi-органа, и вовсе звучит как заставка к какому-нибудь арабско-турецкому сериалу, показанному в постсоветское время (к эстетике 90-х у художницы особая любовь). В общем, восток, как обычно, дело тонкое, а новый альбом Фатимы Аль Кадири эту избитую фразу весьма небанально подтверждает.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

21. 30

Adele

Альбом «30» — долгожданный камбэк британской поп-дивы Адель. В 2010-е она по своей популярности не уступала самой Lady Gaga, а многие гадали, как пышнотелая блондинка умудряется петь голосом какой-нибудь темнокожей звезды моутауна. Спустя какое-то время у Адель последовали неудачи одна за другой: операции на связках, болезненный развод и вынужденная пауза в творчестве (как оказалось, длиною в целых шесть лет). Молчание прервалось в октябре этого года, когда на билбордах европейских стран появилась цифра 30 с изображением певицы — именно так назывался ее альбом, посвященный периоду жизни, когда ей было столько же лет (впрочем, как и все предыдущие релизы — «19», «21», «25»). Да, Адель триумфально вернулась, но это уже другая Адель — взрослая, опытная, современная, успешная self-made-woman. Ее треки напоминают новую исповедь, публичное признание, которое так любит Европа: в «A Woman Like Mе» она прямо обвиняет бывшего супруга в том, что он разрушил их брак, в «Easy On Me» признается, что из-за карьеры забросила свою жизнь, а в «My Little Love» делится аудиозаписью разговора с сыном. В начале карьеры Адель считалась одной из самых мощных вокалисток, узнаваемых с первых же звуков — увы, но в «30» невероятного вокала мы не услышим: возможно, сказываются последствия операции, или же отчасти «виноват» новый образ хрупкой худышки. Интимная, камерная манера исполнения ближе к эстетике Ланы дель Рель или Билли Айлиш: да, соул-баллады звучат почти без аккомпанемента, но в них трудно найти одушевленность и еще труднее переслушать их снова. И лишь единственная песня, претендующая на хит — «Can I get it», — заставляет с тоской вспоминать такие ранние шедевры Адель, как «Rolling in the Deep» или «Someone Like You».

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

22. Happier Than Ever

Billie Eilish

В 2021 году кумир подростков Билли Айлиш презентовала альбом «Happier Than Ever». Вот только здесь она уже не пацанка с зелеными прядями в волосах, а женственная леди — о разительной перемене артистки говорит уже обложка альбома а-ля Гвен Стефани. Айлиш продолжает интимно полу-петь или полу-говорить приглушенным голосом о взрослении, своей популярности и, конечно же, о любви. «Happier Than Ever» — это преимущественно медленный электропоп, соул-баллады под аккомпанемент синтезатора или гитары. В треклисте есть несколько интересных песен (к примеру, та, что дала название альбому), но такого хита как «bad guy», увы, не встретишь. В целом, к чудесному преображению девушки пока что привыкаешь с трудом, хотя не будем исключать, что это всего лишь эксперимент над образом и поиски нового стиля.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

23. CTV3: Day Tripper's Edition

Jaden

Сын известного актера Уилла Смита, Джейден, предпочитающий указывать себя без фамилии, — тот случай, когда дети оказываются не менее талантливы, чем их знаменитые родители. Молодой актер и певец, Джейден уверенно покоряет западные чарты и одновременно девичьи умы как некогда Джастин Бибер — с которым, кстати, он записал совместный сингл (он также входит в альбом). «CTV3: Day Tripper's Edition» — это делюкс-издание заключительной части микстейпов Джейдена «Cool Tape», включающее в себя как ранее вышедшие треки, так и новинки. «Для любителей однодневных поездок и всех одиноких сердец», — вот так определяет основной месседж своего альбома исполнитель. Слушать его приятно, и это главное.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK


Об авторе

Надежда Травина — автор «Вашего Досуга», музыкальный критик, музыковед, редактор.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: