Автор исследовательского подкаста «Этномузыка» Кристина Крыжановская рассказала о новой этнической музыке на территории России и специально составила для нас плейлист из песен, которые не просто звучали в подкасте, но которые она сама любит и слушает. 

Jrpjej

Черкесская группа из Нальчика, которую продвигает этнографический лейбл Ored Recordings. Помимо традиционных инструментов и аутентичного вокала, музыканты уделяют особое внимание материалу и текстам, которые собирают в разных труднодоступных уголках Кабардино-Балкарии. И трепетно относятся к тому наследию, которое мечтают сохранить. Например, второй альбом группы называется в честь песни «Табу». Она о том, как группа парней изнасиловала девушку за то, что она отказалась им сыграть на гармони. Это песня — попытка прожить общее горе и так называемая работа над ошибками. Но Кристина выбрала для нас другую песню с этого же альбома. Ту, от которой у нее «в прямом смысле захватывает дух»: «Абихъан».

 
 

Juna

Казанская группа с отстраненным, но нежным вокалом на татарском языке. И совершенно фэнтезийными, почти сказочными арфами и скрипками — в один момент, и драматичной и очень земной ритм-секцией — в следующий.

Песня «Amanat» — как лоскутное одеяло из реальностей внутри одной композиции. Это будто бы степная «Алиса в стране чудес», но немножко про эльфов: «Amanat».


 

Софи Нзаисенга (Sophie Nzayisenga)

Подопечная российского инди-лейбла Antonovka Records, который собирает самую разную музыку не только на территории России, но и со всего света. Свою деятельность основатель Антон Апостол называет панк-этнографией и считает, что важно не то, как делать, а что и сколько. Поэтому Antonovka Records — поистине самый продуктивный этнографический лейбл в нашей стране. Так, в его коллекции появилась и музыка Африки, которая удивительным образом даже ближе нашему уху, чем черкесское барокко. 

В песне «Inyambo» в исполнении Софи Нзаисенга из Руанды поется про королевских коров с длинными рогами, которые называются иньямбо: «Inyambo».

 
 

Post-Dukes

Группа из Ижевска создает музыку в пограничном жанре фолктроника. Музыкантам удается органично сочетать традиционные удмуртские напевы (крежи), забытый всеми старинный инструмент кубыз и электронную музыку. Получается нечто авангардное и современное, но достаточно попсовое — в самом хорошем смысле этого слова: «Ныл келян гур».

   
 

ILMU

Коллектив из Петрозаводска, играют trip-hop и world music про суровую и загадочную природу Карелии. Поют на ливвиковском наречии карельского языка под йоухикко, кантеле, флейту, волынку и электронику. Песня «Harmuat Kallivot» — о том, как север в давние времена создал своими ледяными руками серые скалы, а мы сегодня смотрим на них и что-то чувствуем: «Harmuat Kallivot».

   
 

POLE

Вокально-акапельный состав из Санкт-Петербурга, который собирает фольклорные тексты и исполняет в современных аранжировках, иногда с минималистичным аккомпанементом или бит-боксом. 

Песня «Таня-Танюша» является самой популярной таночной (хороводной) песней в традиции курско-белгородского пограничья. Напев традиционный и неизменный, а вот поэтический текст мог меняться. Когда-то Александр Градский записал эту песню в рок-обработке, свойственной 70-м, и переписал концовку, пытаясь оправдать трагический финал истории Танюши. Оригинальная же версия поднимает много вопросов об устройстве жизни сельской девушки: «Танюша».

   

«Этномузыка» — подкаст о том, что такое этника, музыка народов России и немножко мира. Слушайте на всех доступных площадках.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: