Александр Канторов записал произведения Иоганнеса Брамса, Сабина Девиль и ансамбль «Пигмалион» столкнули на одной пластинке кантаты Баха и кантатно-ораториальные сочинения Генделя, а певица Adele вернулась после шестилетнего перерыва. Кристиан Тилеман и Венские филармоники записали Четвертую симфонию Антона Брукнера, а Антон Батагов выпустил альбом для медитативного созерцания живописи. Главные релизы прошлого месяца собрала Надежда Травина.

1. Johannes Brahms: Piano Sonata No. 3, Chaconne & Four Ballades

Alexandre Kantorow (piano)

Победитель и обладатель Гран-при прошлого конкурса Чайковского, французский пианист с русским именем и фамилией, выбрал для записи Иоганнеса Брамса. Несколько сочинений немецкого романтика он исполнял на том же конкурсе, прославившем его вслед за Люкой Дебаргом, а еще несколько включил в свой предыдущий альбом, высоко оцененный зарубежными критиками. На свежем релизе Канторов знакомит с 20-летним Брамсом — пылким юношей, получившим одобрение самого Роберта Шумана: брамсовский трепет, запечатленный в Третьей фортепианной сонате, пианист передает с особой нежностью и одновременно с большим пиететом. Другой брамсовский трепет, теперь по отношению к его кумиру Баху, ощущается в фортепианном переложении баховской Чакконы для скрипки соло, которую он называл «миром самых глубоких мыслей и самых сильных впечатлений». Александр Канторов оказался солидарен с его утверждением, добившись идеального стилистического баланса в музыке представителей двух эпох. Но при всем стремлении к прошлому Брамс, прежде всего, композитор самого расцвета романтизма, считает Канторов. В Четырех балладах, воспевающих эпические народные легенды, природу, скитания и любовные страдания (куда же без них в романтизме), он рассказывает подлинно сокровенные, интимные истории Иоганнеса — то мягко касаясь клавиш инструмента, то энергично погружая в пучину фактуры, то заставляя прислушаться к затухающему звуку.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

2. Bach & Handel

Sabine Devieilhe (soprano), Pygmalion, Raphaël Pichon

Через шесть лет после выхода альбома с музыкой Моцарта и сестер Вебер (так могла бы называться какая-нибудь западная рок-группа, но сестры Вебер – это всего-навсего жена Моцарта и ее сестры, талантливые музыкантши) сопрано Сабина Девиль и ансамбль «Пигмалион» объединились снова. И объединили на свежем релизе совершенно противоположные друг другу, как день и ночь, кантаты Баха и кантатно-ораториальные сочинения Генделя. Если музыка Георга Фридриха по своей природе театральная, светская, насыщена эмоциями и страстями, то подчеркнутая драматизация баховской музыки — не что иное как оригинальная трактовка Рафаэля Пишона. Дирижер уверен, что Бах — подлинно театральный композитор, его сочинения могут тронуть каждого — они не настолько обращены к себе, как могло бы казаться. Потому Пишон и взялся несколько лет назад за такую авантюрную идею, как выступить со своими «пигмалионовцами» в спектакле Кэти Митчелл, где кантаты и другие сочинения Баха стали действующим лицом в разворачивающейся трагедии — оплакивании братьями и сестрами умершего отца. Сопрано Сабина Девиль, принимавшая участие в спектаклях других «гуру» оперного режиссерского искусства Кшиштофа Варликовского и Ромео Кастеллуччи, идею Пишона всецело разделяет, исполняя на совместном альбоме кантаты Баха как арии в духе типичной оперы seria, с легкостью и изяществом расправляясь с фиоритурами и другими вокальными изысками. А уже в откровенно «попсовых» (в самом хорошем смысле!) сочинениях Генделя — будь то арии из оперы «Юлий Цезарь в Египте» или из оратории «Триумф времени и правды», — музыканты окончательно дают себе волю, заставляя восхищаться и четкой ансамблевой слаженностью, и великолепным ощущением стиля и характера этой музыки.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

3. Bruckner: Symphony No.4 in E-flat Major, WAB 104 (Edition Haas)

Wiener Philharmoniker, Christian Thielemann

Венские филармоники и Кристиан Тилеман считаются одними из лучших интерпретаторов симфоний Антона Брукнера. Новый альбом музыкантов посвящен его Четвертой симфонии, которую они исполняли в прошлом году на Зальцбургском фестивале. Брукнер сам назвал ее Романтической, что редкость — обычно такие прямолинейные заголовки многим сочинениям в истории в музыки давали слушатели или критики. И хотя какого-либо сюжета и программного замысла в симфонии нет, на слух разворачивается картина пробуждения природы и всего живого вокруг. Тилеман великолепно выстраивает логику повествования и цельность динамики каждой части, заставляя слушателя буквально увидеть, как восходит солнце. Тонкая дифференциация инструментальных групп – будь то звукоподражательные переклички или тема с подголосками — создает эффект облегчения фактуры и сближает этот позднеромантический опус с его более ранними предшественниками. Погружаясь в эту запись, невольно становишься свидетелем некого кинематографического действа — его рождают театральные эффекты, выбранные Тилеманом для подчеркивания контрастов.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

4. Unreleased

Cecilia Bartoli (mezzo-soprano), Kammerorchester Basel, Muhai Tang

Воспользовавшись затяжной пандемийной паузой, примадонна мировой оперной сцены Чечилия Бартоли выпустила альбом с простым и ясным названием «Неизданное». В него вошли вокальные концертные арии Гайдна, Моцарта и Бетховена, записанные меццо-сопрано и базельским камерным оркестром еще в 2013 году, но не вошедшие ни в один сборник. «Наконец-то у меня появилась возможность порыться в своих звуковых архивах в поисках скрытых драгоценных камней. Записи этого альбома особенно дороги для меня», — говорит певица, и с ней трудно не согласиться. Мало того, эти арии сегодня представляют редкозвучащий раритет, так еще у каждой имеется особенная история создания. Например, ария Береники (или сцена Береники) Гайдна была написана специально для популярной в то время звезды Бриджиды Джорджи Банти: композитор, находясь в Лондоне, тем самым явно передавал привет плачущей Дидоне Перселла. Другая и уже явно видимая пасхалка, запечатленная на диске — ария Se mai senti из оперы «Милосердие Тита» не Моцарта, как мы могли быть подумать, а чешского и сегодня никому не известного его современника Йозефа Мышлевечека. Каждый «драгоценный камень» Бартоли преподносит слушателю на золотом блюдце — не просто мастерски меняет маски, перевоплощаясь в разные образы и удивляя легкостью их воспроизведения, но и подражает виртуозной манере певиц, на исполнительские возможности которых и ориентировалась венско-классическая троица.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

5. Quietude and Joy As Envisioned by Russian Painters

Anton Batagov

Композитор и пианист Антон Батагов вступает в диалог со знаменитым циклом Модеста Мусоргского «Картинки с выставки». Его фортепианная сюита «Покой и радость на картинах русских художников», написанная для проекта «Тишина и радость» Санкт-Петербургского Манежа, уже своим названием говорит об идее музыкального воспроизведения атмосферы живописных работ. Вот что сам пишет композитор: «Музыка, звучащая в выставочных залах, не является новинкой. Если вы загуглите фоновую музыку для выставок, то найдете коллекции музыки, "подходящие" для всех экспозиций. Но в данном случае идея состояла в том, чтобы создать оригинальную музыку, которая станет неотъемлемой частью конкретной выставки и которую можно было бы исполнить вживую и выпустить в виде альбома». Медитативные лирические композиции идеально подходят для созерцания и внимательного изучения картин. Простые красивые мелодии помогают настроиться на приятное времяпровождение и путешествие в мир искусства. Имеется в альбоме и своя «Прогулка». Если у Мусоргского звучала типично русская богатырская музыка, то у Батагова оживают прекрасные образы Италии, пленившие русских художников XIX века — «итальянская» тема возникает из едва слышимого эха и также незаметно растворяется в звенящей тишине, «во тьме новых времен».

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

6. Æther

Sarah Aristidou (soloist), Daniel Barenboim, Christian Rivet, Emmanuel Pahud, Orchester des Wandels, Chor der Klangverwaltung, Thomas Guggeis

Французско-кипрская певица Сара Аристиду сегодня является восходящей звездой мировой сцены: авторитетный немецкий журнал Opernwelt назвал ее «лучшим открытием». Дебютный альбом Аристиду записан в сотрудничестве с такими именитыми музыкантами как Даниэль Баренбойм, Томас Гугейтс и Кристиан Риве, но парадоксально выделяется вовсе не этим. Упаковка диска, напечатанная органическими чернилами, не содержит пластика, а это значит, что Сара Аристиду в духе Греты Тунберг призывает нас беречь планету. По словам исполнительницы, идея создания альбома пришла к ней после поездки по Исландии: этой же экологически чистой стране будет посвящен ее фильм, снятый вместе с режиссером Вероникой Издебской (его покажут в Берлине в 2022 году). Æther, по-гречески, — воздух. Судя по названию, на диске должны быть запечатлены вокальные сочинения, в которых так или иначе используется взятие воздуха как исполнительского приема (от традиционного до авангардного). Но здесь мы слышим очень драматических Делиба и Пуленка, импрессионистского Амбруа: его пьеса открывается изысканными перекличками арфы и флейты, где голос Аристиду напоминает призывы какой-нибудь лесной нимфы. Впрочем, за исполнение двух экстремально-вокальных современных партитур певице можно простить странную концепцию диска. «Лабиринт» Йорга Видмана, суперпопулярного сегодня немецкого композитора, начинается со звуков зловещего хохота, который сменяется вздохом, плачем, восклицанием — и так на протяжении всей пьесы. А от невероятных тесситурных скачков и пронзительных верхних нот в «Песне Ариэль» Томаса Адеса, пожалуй, может закружиться голова — к счастью, не у этой бесстрашной солистки.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

7. Bach - Brouwer: Canciones

Andreas Scholl, Edin Karamazov

Что общего у духовных кантат Баха и музыки кубинского композитора Лео Брауэра? На первый взгляд — ничего. Но знаменитый контртенор Андреас Шолль и лютнист Эдин Карамазов придерживаются другого мнения. Музыканты записали альбом, в котором надели на Баха латиноамериканскую национальную одежду и вывели на улицу летней ночной Гаваны. В виолончельной сюите Иоганна Себастьяна переборы струн лютни в свободной манере неожиданно напоминают импровизации-наигрыши, которыми так искусно владеет балканский исполнитель с фамилией персонажа из романа Достоевского. И доказывает это следом, исполняя quasi-народные композиции Брауэра (кстати, аранжированные специально для этого дуэта). Андреас Шолль, хоть и сохраняет баховскую стилистику и в принципе академический исполнительский подход, но периодически оказывается ведомым своим аккомпаниатором — в ариях то и дело ощущаются «чужеродные» поклоны латиноамериканским canciones. Эксперимент, задуманный как соединение несоединяемого, как-то себя не оправдал — и Бах, и Брауэр у дуэта звучит одинаково и, ближе к финалу эту стилистическую игру становится слушать весьма скучно. Вывод прост: не все можно удачно переосмыслить под эгидой красивой идеи (хотя в 1960-х она бы точно себя оправдала).

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

8. Turning to Crime

Deep Purple

Легендарная рок-группа записала альбом каверов на рок-хиты самых разных музыкантов — от Боба Дилана до Led Zeppelin. По словам фронтмена коллектива Яна Гиллана, идея перепеть треки своих любимых исполнителей родилась во время пандемии, «когда невозможно было гастролировать». Получилось классно: стилистически разнообразно, с фирменным звучанием 60-х- начала 70-х «глубоко пурпурных». Каждый кавер «вкусно» стилизован под оригинального исполнителя или под конкретный жанр: в «Let the Good Times Roll» мы слышим прямой намек на джаз Америки 30-х, 7 and 7 Is — это старый добрый рок-н-ролл 70-х, а, пожалуй, главный хит альбома — «Rockin Pneumonia And The Boogie Woogie Flu», — откровенное буги-вуги с текстом «этот молодёжный ритм ко мне так и прилип, у меня рокопневмония и буги-вуги грипп» (оригинальная версия была записана в период эпидемии гриппа в США в 50-х). Эта актуалочка — еще один плюс к альбому, который еще раз подтверждает, что старая добрая гвардия музыкантов и сегодня не сдает своих высоких позиций, готова удивлять, экспериментировать и даже покорять мировые чарты.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

9. The Bridge (Deluxe)

Sting

Не сбавляет темпа сегодня и 70-летний Стинг. Музыкант выпустил свой пятнадцатый альбом, который пусть и не претендует на оригинальность и свежесть звучания, но гармонично соединяет, обобщает ту эклектику, которая образовалась в его творчестве начиная с 80-х. «Между песнями The Bridge построен мост, по которому можно путешествовать между одним состоянием души и другим. Это мост между целыми эпохами», — утверждает певец. Здесь можно обнаружить целую палитру жанров: рок-н-ролл, блюз, соул-балладу, отчасти фольклор, и, конечно же, «классический» поп. Стинг как вокалист по-прежнему находится в отличной форме — его непревзойденный тембр, как и прежде, мгновенно отпечатывается в памяти и западает в душу. Песня «Harmony Road» способна вызвать приступы ностальгии и сентиментальности, «The Book of Numbers» — вспомнить самые мрачные истории из жизни, «The Bells of St. Thomas» — расслабиться и погрузиться в приятные думы. А самый пронзительный, искренний и трогательный на альбоме трек «The Bridge», давший ему название, отчасти можно назвать новорожденным «братом» легендарной «Shape of My Heart».

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

10. 30

Adele

Альбом «30» — долгожданный камбэк британской поп-дивы Адель. В 2010-е она по своей популярности не уступала самой Lady Gaga, а многие гадали, как пышнотелая блондинка умудряется петь голосом какой-нибудь темнокожей звезды моутауна. Спустя какое-то время у Адель последовали неудачи одна за другой: операции на связках, болезненный развод, вынужденная пауза в творчестве (как оказалось, длиною в целых шесть лет). Молчание прервалось в октябре этого года, когда на билбордах европейских стран появилась цифра 30 с изображением певицы — именно так назывался ее альбом, посвященный периоду жизни, когда ей было столько же лет (впрочем, как и все предыдущие релизы — «19», «21», «25»). Да, Адель триумфально вернулась, но это уже другая Адель — взрослая, опытная, современная, успешная self-made-woman. Ее треки напоминают новую исповедь, публичное признание, которое так любит Европа: в «A Woman Like Mе» она прямо обвиняет бывшего супруга в том, что он разрушил их брак, в «Easy On Me» признается, что из-за карьеры забросила свою жизнь, а в «My Little Love» делится аудиозаписью разговора с сыном. В начале карьеры Адель считалась одной из самых мощных вокалисток, узнаваемых с первых же звуков — увы, но в «30» невероятного вокала мы не услышим: возможно, сказываются последствия операции, или же отчасти «виноват» новый образ хрупкой худышки. Интимная, камерная манера исполнения ближе к эстетике Ланы дель Рель или Билли Айлиш: да, соул-баллады звучат почти без аккомпанемента, но в них трудно найти одушевленность и еще труднее переслушать их снова. И лишь единственная песня, претендующая на хит — «Can I get it» — заставляет с тоской вспоминать такие ранние шедевры Адель, как «Rolling in the Deep» или «Someone Like You».

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | VK

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: