От самой популярной симфонии Бетховена в трактовке Теодора Курентзиса до разнопланового альбома британских экспериментаторов Enter Shilari через релизы двух самых интересных российских групп, «Аукцыон» и IC3PEAK — редакция «Вашего досуга» рассказывает о самых интересных музыкальных альбомах, которые вышли в апреле 2020 года.

FETCH THE BOLT CUTTERS

Исполнитель: Fiona Apple


ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ МЕСЯЦА

Фиона Эппл никогда не была исполнителем, который поставляет приятные слуху мелодии или запоминающиеся припевы. Ее новый альбом Fetch the Bolt Cutters звучит революционно: простые аккорды накладываются на нестандартные ритмы, а в аранжировках вместо музыкальных инструментов регулярно используются предметы быта. Саунд может показаться диковатым и даже отталкивающим, но неинтересным его не назовет никто. Певица живет в уединении и редко выпускает новые диски, что делает ее очередной альбом лучшим спутником в изоляции. При этом Эппл известна тем, что не любит делать то, чего от нее ожидают: ее новые треки — без пяти минут псалмы. Иногда трудно понять, к чему именно певица клонит в каком-либо отдельном стихе, но ощущение чрезвычайной важности того, что она поет, буквально ошеломляет.

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube | Vk

BEETHOVEN: SYMPHONY NO.5

Исполнители: Teodor Currentzis и оркестр musicAeterna


ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Заставить заштампованную Пятую симфонию Бетховена, которая пиликала из каждого мобильного телефона, звучать сколько-нибудь интересно и свежо — такая задача сегодня кажется неподъемной. Но именно этого добивается Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna, предлагая интенсивное исполнение, держащее в напряжении с первой до последней ноты. Головокружительные темпы, крутые траектории, восхитительная ритмичность — Курентзис именно тот дирижер, который может себе позволить свободно обойтись с композиторским текстом, смещая метрические акценты мелодии, но при этом сохраняя поющую линию. Запись впечатляет контрастностью — от легкого лиризма до жестоких бомбардировок.

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube | Vk

NOTHING IS TRUE & EVERYTHING IS POSSIBLE

Исполнитель: Enter Shikari

В течение многих лет Enter Shikari считались эклектичными, чудаковатыми, эксцентричными аутсайдерами. Их новый альбом, который на русский язык можно перевести как «Ничто не истинно, и все возможно», объединяет все стили, когда-либо использовавшиеся коллективом, — от ленивого транса и танцевальной электроники до рэп-рока и пост-хардкора. Пожалуй, каждая знаковая группа должна выпустить такой альбом, предлагая как бы ускоренный экскурс в свою музыкальную эстетику. 

С первого трека альбом обещает, что в мире грядут перемены, а вместе с ними — множество неизвестного, нового, великого. Дальше диск захватывает индустриальным вихрем, проносит через вальс к элегии вымирания и приводит к двухсерийной эпической «Марионетке», кипящей одновременно красотой и яростью. Смешивая строгость науки с окровавленным, ушибленным сердцем человека, который заботится о своих собратьях, группа предлагает саундтрек к происходящему вокруг: политическому, экономическому и биологическому кризису.

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube | Vk

PARADISE LOST

Исполнители: Anna Prohaska и Julius Drake

Новый релиз сопрано Анны Прохазка и пианиста Джулиуса Дрейка «Потерянный рай» - уникальная серия миниатюр. Песни разных композиторов от Дебюсси, Форе и Равеля до Бернстайна и Стравинского объединены общим рассказом истории искушения Евы через метафоры и символы. Несмотря на, казалось бы, несочетаемое соседство произведений, альбом не скатывается в хаотичную мешанину и, что наиболее важно, совсем не походит на очередной «звездный диск»: чувства музыки в нем значительно больше, чем программного лоска. 

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube | Vk

«МЕЧТЫ»

Исполнитель: «Аукцыон»

Альбом сделан полностью в духе времени. В клипе к заглавному треку солист «Аукцыона» Леонид Федоров гуляет по пустому городу. В альбоме призывается «затаиться и ждать», пока «дни опустели». Музыку к песням написал сам Федоров, но особенно приятно, что в новом альбоме группа вновь обратилась к стихам Дмитрия Озерского. Порой (особенно в песне «Спасательный круг») стихи сильно превосходят свое музыкальное обрамление, что не отменяет того факта, что «Аукцыон» по-прежнему один из самых интересных музыкальных коллективов отечественной сцены.

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube | Vk

JOHN ADAMS: MUST THE DEVIL HAVE ALL THE GOOD TUNES?

Исполнители: Yuja Wang, LA Philharmonic и Gustavo Dudamel

Свой третий фортепианный концерт композитор Джон Адамс написал специально для Юйцзи Ван. Игривый минимализм ранних лет уступил более требовательной и амбициозной музыке. Солистка за роялем — словно боксер на ринге, выступает в трех раундах против самого дьявола. Руки стремительно взлетают, когда пианист и оркестр под управлением Густаво Дудамеля обмениваются ударами в ритмично-дерзком противостоянии, которое не теряет драйва до самого конца. В финале же музыка расслабляется, превращаясь в медленный, атмосферный ночной спектакль, за которым постепенно следует возврат ритмических паттернов, теперь злобных и буйных.

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube | Vk

ANGEL MINERS AND THE LIGHTNING RIDERS

Исполнитель: AWOLNATION

AWOLNATION — спорная группа. Причудливая смесь звуковых стилей, которые так любит использовать фронтмен группы Аарон Бруно, обычно либо привлекает, либо отталкивает. Все электронные и рок-элементы всегда фильтруются через поп-чувствительность, делая песни приятными и в то же время неприятно «сладкими». Новый альбом радует все тем же. Песни от пиано-бара и диско до истеричного хардкора. Вокал от лиричного фальцета до маниакальных криков. Ритмические и темповые сдвиги, броские поп-мелодии и пышные баллады. И безусловно трогательные тексты: от мотивационных до самоуничижительных. Как и у Enter Shikari, этот альбом в каком-то смысле подводит итог почти всему, чем впечатлял AWOLNATION. 

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube | Vk

ARVO PÄRT: STABAT MATER

Исполнители: Choir of Clare College Cambridge, Dmitri Ensemble и Graham Ross

Хор колледжа Клэр из Кембриджа и дирижер Грэм Росс обратились к Арво Пярту. Знаменитый темный, минималистский, колоколообразный стиль присутствует повсюду, приятно контрастируя с двумя новыми сочинениями Петериса Васкса и Джеймса Макмиллана, рискующими оттянуть основное внимание не себя. Тем не менее, именно Stabat Mater Пярта является центром альбома. Вступление хора создает сильный импульс, который дальше дирижер пытается сохранить. Временами хочется больше утонченности от хора. Однако в конце, когда текст переходит к молитве, а вокальная текстура движется вверх, голоса хора становятся более эмоциональными и ведут к острой, болезненной кульминации, сопровождаемой грациозной развязкой.

Apple MusicYouTube | Vk

«ДО СВИДАНИЯ»

Исполнитель: IC3PEAK

Главная «суицидальная» группа страны приготовила новые неуютные и надрывные песни, пугающие своим гротескным реализмом. Темы все те же — смерть, боль, страх и Москва. Треки – словно выдержки из русского авторского кино, переписанного нотами. В голове мелькают самые жуткие кадры из Сигарева, Хржановского, Балабанова или Звягинцева. Иногда из-за избытка поэтичного мрака строки чуть не превращаются в гомерически смешную пародию, но лишь потому, что и режиссёры и Ic3peak берут свой материал буквально за углом и рассказывают нам о реальной России, пускай и в сильно гипертрофированном виде. 

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube | Vk

PURCELL: THE FAIRY QUEEN, 1692

Исполнители: Carolyn Sampson, Anna Dennis, Mhairi Lawson, Ashley Riches, Roderick Williams, Gabrieli, Paul McCreesh

«Королева фей» — вторая опера Перселла, которую записывает дирижер Пол Маккриш со своим ансамблем Gabrieli на собственном лейбле. Этот релиз, безусловно, сделан из той же ткани, что и предыдущий «Король Артур». МакКриш снова сотрудничал с Кристофером Саклингом, чтобы создать новое критическое издание партитуры. Например, они предполагают, что переписчики Перселла использовали сокращение для хоровых повторов сольных стихов, и берут на себя обязательство упорядочить их: хор повторяет сольные строки, вместо того чтобы переходить к следующему стиху. Солисты ансмабля используют более низкие «басовые скрипки» вместо виолончелей или контрабасов, чтобы добиться более объединенного чувства струнного оркестра. Подобные решения наполняют весь альбом ранее не слышанным для Перселла инструментальным цветом.

Apple Music | Яндекс.Музыка | YouTube | Vk

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: