Пятницы в Пушкинском
Пушкинский музей хранит шедевры выдающихся мастеров, хорошо известные любителям искусства. Зрители, как и исследователи, пытаются интерпретировать произведения. Обращаясь к историческим и религиозным текстам, к художественной литературе, они воссоздают контексты и стараются понять значения и символику картин. Однако с течением времени классические произведения порой обретают новые смыслы. Новая эпоха меняет эстетическое восприятие и формирует иной взгляд.
В рамках программы «Пятницы в Пушкинском» слушатели имеют возможность переосмыслить классические сюжеты. У известных и весьма непростых для понимания картин встретятся специалисты в области философии, классического и современного искусства. В дискуссиях столкнутся концепции и идеи, эпохи и ценности, и мы постараемся понять, почему классика волнует нас так же, как людей, для которых она была современным искусством, и что она может рассказать нам о дне сегодняшнем. Специалисты будут говорить о традиции и современности, эволюции нашего восприятия и роли искусства в разные исторические периоды.
11 октября 18:00 (Итальянский дворик)
Сандро Боттичелли
Благовещение. 1495–1498
Благовещение – распространенный сюжет в западной культуре, в том числе, в живописи. Картина Боттичелли свидетельствует об интеллектуальной традиции Ренессанса, – эпохе, к которой принадлежал мастер. В ней выражена метафизическая позиция автора и его видение человека. «Благовещение» демонстрирует сущностные черты ренессансной культуры, которые сохраняются и в современном искусстве. Во время дискуссии мы поговорим о культурной традиции, актуализации классики и попробуем взглянуть на творчество великого мастера с позиции современного зрителя.
Участники дискуссии:
Алексей Расторгуев – кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, медиевист;
Константин Дудаков-Кашуро – кандидат культурологии, доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент кафедры кино и современного искусства Высшей школы художественных практик и музейных технологий РГГУ, специалист по искусству и литературе немецкого и итальянского авангарда, автор исследований и выставок по истории раннесоветской шумовой культуры, куратор, сотрудник «Музыкальной лаборатории».
Регистрация: http://bit.ly/2OvG3Ci
25 октября 18:00 (Итальянский дворик)
Петер Пауль Рубенс
Вакханалия. Около 1615
Вакхическая тематика одна из важных тем в творчестве Рубенса. Бога виноделия Вакха и его свиту художник изображает посредством чувственных, подчеркнуто телесных образов. Обращение к античной тематике во многом связано с историческими обстоятельствами. Во Фландрии, на родине Рубенса, было распространено влияние итальянской культуры Возрождения, что не могло не коснуться сферы художественного творчества. Представители так называемой антверпенской художественной школы, к которым относился и сам Рубенс, ездили в Италию учиться живописи и знакомиться с художественной традицией. Этому способствовали и экономические обстоятельства – итальянские предприниматели активно интегрировались в антверпенский рынок, что влекло за собой тесное взаимодействие творческих элит. Не только итальянское влияние, но и нарастающая барочность в разных явлениях культуры отразилась в характере живописи Рубенса. Картина «Вакханалия» дает ключ для понимания корней современной культуры телесности, чувственности и материи. Каким образом можно интерпретировать этот популярный античный сюжет в наше время?
Участники дискуссии:
Кирилл Светляков – кандидат искусствоведения, заведующий отделом Новейших течений в Третьяковской галереи, лауреат премии имени Сергея Курёхина;
Владимир Мартынов – историк и теоретик музыки, композитор, автор музыки для кино и театра, автор курса лекций «Музыкальная антропология» в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Регистрация: http://bit.ly/2ntFzkX
8 ноября 18:00 Зал Микеланджело (№ 29)
Рембрандт Харменс ван Рейн
Изгнание торгующих из храма. 1626
В картине Рембрандта «Изгнание торгующих из храма» зрителей поражает ярость, отраженная на лицах героев. Рембрандт вводит гротеск и грубость в композицию на библейский сюжет. Несмотря на минувшие столетия со дня написания этого произведения, его сюжет и исполнение чрезвычайно актуальны. В сегодняшнем мире религия остается важной частью общественной жизни, она трансформируется под влиянием новых тенденций и кризисов, однако основные проблемы остаются теми же. Диалог поможет разобраться в том, какое значение для Рембрандта и его современников имел этот сюжет, и как мы сегодня способны его анализировать.
Участники дискуссии:
Степан Ванеян – доктор искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
Стас Шурипа – художник, куратор, преподаватель Института проблем современного искусства.
Регистрация: http://bit.ly/2pVqZUa
22 ноября 18:00 Зал Микеланджело (№29)
Пьер Огюст Ренуар
Портрет актрисы Жанны Самари. 1877
Ренуара называют художником праздника, поскольку он умел тонко передавать действительность в ее живости, легкости и пестроте. А Париж, в котором он долго работал, был благоприятным фоном для подобной живописи, – в этом городе кипела жизнь. У художника было особенное отношение к натуре и в частности – к теме женской красоты. Жанна Самари была героиней многих его работ, а ее знаменитый портрет кисти мастера считается одной из самых выдающихся импрессионистских картин. Удивительная открытость и лиричность этой работы всегда вызывают симпатию зрителя и дают повод к разговору о живописи как таковой.
Участники дискуссии:
Нина Геташвили – кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории искусства Российской академии живописи, ваяния и зодчества, доцент кафедры мирового искусства РГГУ, доцент Колледжа философии, теологии и истории Святого Фомы Аквинского в Москве;
Анатолий Осмоловский – художник, теоретик, куратор, представитель Московского акционизма, лауреат «Премии Кандинского».
Регистрация: http://bit.ly/2VohY1r
Отзывы о «Пятницы в Пушкинском»
Читайте про другие
события
Другие городские события / лекция
Авторский вечер Аллы Гербер
Алла Гербер — из тех самых шестидесятников. В 60-х она писала статьи о культуре для газет и журналов. И как она сама признавалась, эта тема была в те годы единственной возможностью говорить честно и искренне, пока всё остальное подвергалось жесткой цензуре.
AdIndex City Conference
Город AdIndex City снова распахнет свои двери для всех, кто, невзирая на происходящее вокруг, продолжает создавать рекламный продукт и делать свой бизнес полезным для потребителей, клиентов и партнеров.