Уже почти месяц, как в столице запущен новый сезон бесплатных экскурсий «Выход в город». «Ваш досуг» прошел по одному из маршрутов.


Красивый особняк Пашкова находится на холме напротив Кремля. Источник фото: архив журнала.

В Москве — экскурсионный бум. Всем, кто более-менее в теме, известны «прогулочные» сообщества «Москвоход», «Москва, которой нет», Moscowalks и даже, наверное, «Экскурс-бюро № 1». Знать и любить свой город стало модно. Этот тренд подхватил и департамент культурного наследия, который запустил проект «Выход в город». Кстати, толчком послужил курьезный случай. Глава департамента Александр Кибовский увидел, как люди буквально дрались, чтобы записаться на Дни культурного наследия и посетить закрытые посольские особняки — один даже укусил другого за ухо.

Чем же экскурсии «Выхода в город» отличаются от всех остальных? Во-первых, они бесплатные. Во-вторых, они охватывают и популярные, и неизбитые, и совсем неожиданные места столицы,включая, например, ДК ЗИЛ или Народный музей метро. В списке — храмы, музеи, усадьбы, госучреждения, отели, фабрики, заводы, вокзалы, всего более 250 объектов. В-третьих, среди гидов — не только известные москвоведы и искусствоведы, но и журналисты, архитекторы, художники. Главное — это инсайдеры, те, кто отлично знает свой «предмет» изнутри. Например, по залам Дома Пашкова и Ленинки водит президент РГБ Виктор Федоров. А по театральному кварталу — критик Григорий Заславский.

Типографию Эль Лисицкого и Дом «Жургаза» нам показывала журналистка Елена Ольшанская. Она живет в этом самом доме, возглавляет ТСЖ «Жургаз» и борется за то, чтобы эти памятники авангарда не исчезли с карты Москвы. Наша встреча была у метро «Новослободская», в 18:00. Собралось человек 30. Публика самая разная: студенты, мамы с умными детьми, дамы среднего возраста, пенсионеры. Всем раздали наушники — кстати, это большой плюс, из «задних рядов» было все отлично слышно.


2000 бесплатных экскурсий будет проведено с сентября по декабрь. Источник фото: www.vihod-v-gorod.ru.

Даже местные дворники теперь знают, что заброшенный дом № 17 по 1-му Самотечному переулку, с выбитыми окнами и закопченными от пожара стенами, построил классик авангарда Эль Лисицкий. Он прославился проектами «горизонтальных небоскребов», которые так никогда и не материализовались. Вот эта бывшая типография акционерного общества «Огонек» — вообще единственная сохранившаяся постройка Лисицкого. Стараниями Елены Ольшанской она включена в «Конструктивистские» маршруты Европейского союза. Сюда не иссякает поток иностранцев — фанатов русского авангарда. А здание, между тем, стоит без крыши... Соседний дом тоже весьма интересен. Это поздний конструктивизм: длинные ленточные окна, цветные орнаменты и вдруг — коринфские колонны. Архитекторы Барщ и Зундблат построили его для Журнально-газетного объединения. Основатель «Жургаза» Михаил Кольцов тоже здесь жил — с женой, немецкой журналисткой Марией Остен и немецким мальчиком Губертом, которого они усыновили. Когда в 1938-м Кольцова забрали, Марию, вернувшуюся из командировки, Губерт в квартиру не пустил... Теперь мы стоим перед той самой дверью и под рассказы о бывших жильцах разглядываем замечательные кессонные потолки в подъезде. Десятка самых стойких москволюбов Ольшанскую никак не отпускает, и двухчасовая экскурсия затягивается на все три. А на обратной дороге народ с азартом обсуждает, куда пойдет в другой раз.

Теперь о том, как попасть на экскурсию. На сайте «Выхода в город» есть навигация по дате, теме, формату (пешая, велосипедная, автобусная) и гиду. Записаться не так просто: надо успеть сделать это за неделю до экскурсии, начиная уже с 12 ночи. Но все ли потом приходят? На самом деле всегда остается шанс на «лишний билетик», точнее лишние наушники. Но узнать об этом можно только на месте — система отписи на сайте пока не предусмотрена.


Ежемесячные циклы

  • «Москва, нетронутая пожаром». Дома и улицы, уцелевшие в 1812 году.
  • «Как "читать“ памятники архитектуры?» Лекция с выходом в город.
  • «Что помнят улицы Москвы?» Дома и их обитатели: любовь, дружба, вражда.
  • «Истории от первого лица». Главные режиссеры о своих театрах.