Сегодня трудно представить столицу без Дома музыки или башни Swissotel, что видна даже с Красной площади. Красные Холмы стали новой столичной достопримечательностью. Давайте заглянем внутрь этих хай-тековских монстров.


Фото с flickr.com.

Российский культурно-деловой центр — так вкупе называются все постройки на восточном краю Болотного острова — занимает сравнительно небольшое пространство (7,3 гектара), ограниченное Москвой-рекой, Водоотводным каналом и Садовым кольцом. Сейчас мало кто помнит, что тут было раньше, — до тех пор, пока в середине 1990-х не началась масштабная стройка. Да ничего особенного — как и противоположный край острова, занятый фабрикой «Красный Октябрь», Красные Холмы были застроены невыразительными производственными помещениями — в основном фабрики «Парижская коммуна».

Крепость на стрелке


В конце 80-х драматургу Михаилу Шатрову, который тогда возглавил Союз театральных деятелей, пришла идея создать на этом пятачке Международный театральный центр — цитадель художественной жизни. Правда, реализация этого благого намерения растянулась на 20 лет. Причина банальна: на высокое искусство просто не хватало денег. Поэтому от первоначального замысла пришлось отойти, и солидную часть площадей предполагаемого театрального пространства получили бизнес-центр, бизнес-отель и конференц-центр.

Впрочем, цитадель действительно получилась. Эксперты не раз намекали на символическую перекличку между Краснохолмским комплексом и соседним Новоспасским монастырем. Со стороны канала треугольник ограждает «крепостная стена» с говорящим названием Riverside Towers. Она была возведена в 1995-м и стала первым в столице бизнес-центром международного уровня (среди его арендаторов такие гиганты, как Cisco Systems). В 2002-м открылся «храм» искусств — Международный дом музыки. А в 2005-м вознеслась «колокольня» — первый российский представитель славной швейцарской сети Swissotel. Умолчим о весьма спорной архитектуре Краснохолмского комплекса, строительство которого пришлось на достопамятные лужковские времена. Лучше поговорим о его достоинствах.

Музыкальная шкатулка

За 9 лет с момента открытия Дом музыки уже занял свою нишу на культурной карте столицы. Здесь — резиденция трех крупнейших оркестров, включая «Виртуозов Москвы», и популярная площадка музыкальных фестивалей всех мастей, а также гастролей западных звезд. Еще на стадии строительства Владимир Спиваков взялся патронировать ММДМ и особенно беспокоился об акустике. Но, увы, в Большом Светлановском зале она не идеальна — знатоки советуют партеру предпочесть балкон. Зато в Камерном зале, говорят, акустика — одна из лучших в городе. Что касается третьего, Театрального зала, то за счет технических ухищрений можно не только менять его конфигурацию, но и монтировать самые невероятные декорации. Каждый из залов по-своему красив и элегантен. Но наибольшее впечатление производят великолепные виды на столицу вдоль берегов Москвы-реки, что открываются из стеклянных вестибюлей. Без преувеличения — в Дом музыки можно наведаться только ради них одних.

В небесах


Бар City Space, что расположился в прозрачной «тарелке» на самой верхушке Swissotel, смело может претендовать на звание лучшей московской смотровой площадки.

Когда попадаешь в «Swissotel Красные Холмы», вспоминается один анекдот. Известно, что Мопассан появление Эйфелевой башни — железного монстра посреди исторической застройки Парижа — принял в штыки. Однако писателя регулярно можно было встретить в ресторане на первом уровне башни. Свое поведение классик объяснял просто: «Это единственное место, откуда я ее не вижу». Вряд ли Swissotel когда-нибудь станет таким же знаковым символом для Москвы, как Эйфелева башня для Парижа. Но с тем, что изнутри этого отеля столица смотрится гораздо более эффектно, чем снаружи, трудно поспорить. Стоит лишь подняться на 34-й этаж, где в прозрачной «тарелке» под самой крышей находится бар City Space. К слову, и отель, и бар — постоянные герои авторитетных мировых рейтингов. City Space открыт для всех желающих и работает с 17.00 до 3.00. Если прийти сюда в пять вечера, то можно застать момент, когда постепенно сгущаются сумерки и по всей Москве зажигаются фонари. В свете огней город выглядит феерически, и даже вечная пробка Садового воспринимается как эффектная красно-белая гирлянда. Сюда приходят не только как на смотровую площадку — бар славится отличными коктейлями, классическими и авторскими (всего около 70 вариантов по цене 700–1400 р.). А еще — чтобы в романтической обстановке сделать предложение руки и сердца, а потом и отпраздновать свадьбу.

На Новый год здесь будет весело и вкусно. Ожидаются суши а-ля рус (с красной икрой, селедкой, картошкой, копченой уткой и т.д.), коктейли от лондонского миксолога Растислава Червеня, а ровно в два часа ночи — сюрприз (бронирование столиков по тел.: (495) 221 5357).

Кто на новенького


Любой из работ, вывешенных в арт-галерее, придется конкурировать с видами Москвы за ее прозрачными стенами.

Арт-галерея Black Dog — небольшое кубическое здание сплошь из стекла между отелем и Домом музыки — начала свою деятельность только осенью прошлого года. Но уже организовала с десяток выставок современных художников и фотографов — от маститых до начинающих. Главные критерии отбора работ определяются так: «актуальность направления, высокий профессионализм и индивидуальность создателей».

С 16 декабря по 10 января в галерее открыта выставка художниц Олеси Строевой (Россия) и Евгении Мень (Австралия) Time&Memory. Инсталляции, живописные и фотоработы, арт-объекты и видеоарт — все на тему восприятия Времени (тел.: (903) 284 1997).